Слайд 3Венгерская музыка отличается восточным оттенком, очевидно, сказалось влияние турецкой культуры. Для
нее характерны одноголосие, постоянное варьирование, пентатоника (это звуковая система, содержащая 5 звуков в октаве). Также на музыку венгров большое влияние оказали цыгане.
Слайд 4В XVII в. стала популярной венгеро-цыганская музыка, благодаря ее переработке многими
европейскими композиторами – Бетховеном, Шубертом, Брамсом и особенно Ференцем Листом. В настоящее время своеобразная цыганско-венгерская музыка широко распространена в городах и селах наряду с известными песнями венгерских композиторов.
Слайд 5Национальное музыкальное искусство долгое время было скрыто в крестьянской среде. В
то время как высшие классы венгерского общества были политически и культурно связаны с Европой, деревенские жители хранили традиции народного творчества.
Слайд 6Для чего нужен танец?
Танцы служили не только развлечением в свободное время,
но и вносили оживление в повседневную жизнь венгерских крестьян. Танец был неотъемлемой частью многих общественных событий, а умение хорошо танцевать повышало общественный статус жителя деревни. Кроме того, танцевальные способности юноши служили залогом его популярности у девушек и наоборот. Старшее поколение побуждало молодых к сохранению народных танцевальных традиций как средства укрепления национального единства.
Слайд 7Чардаш и вербункош
Среди исполняющихся танцев и знаменитый чардаш, без которого просто
невозможно представить себе народную культуру Венгрии. Чардаш появился в первой трети XIX века. Своим происхождением он обязан вербункошу, а также крестьянским парным танцам разных областей Венгрии.
Слайд 8Вербункош (нем. – вербовка), первоначально обозначал жанр, позднее и стиль венгерской
танцевальной музыки. Он возник в связи с вербовкой новобранцев в армию, во время которой в Венгрии устраивались танцы с характерным музыкальным сопровождением.
Слайд 9Музыка вербункош исполнялась, главным образом, цыганскими ансамблями. В ней слились воедино
разнородные национальные элементы (венгерские, южнославянские, румынские), сказалось влияние немецкого и итальянского профессионального музыкального искусства.
Слайд 10Для вербункоша характерны: своеобразные пунктирные ритмы, «цыганский» или «венгерский» звукоряд с
увеличенной секундой, чередование медленного и быстрого темпов, орнаментика, импровизационность. Считается, что в этой музыке нашёл своё отражение венгерский характер.
Слайд 11Благодаря вербункушу и появился знаменитый чардаш (с венг.— трактир, кабак). Главной
особенностью чардаша является вариация темпов музыки – от совсем медленных к очень быстрым. В зависимости от музыкального рисунка различают немало видов чардаша — спокойный, оживленный, очень быстрый. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.
Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.
Слайд 12Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки,
обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.
Слайд 13Зажигательные мотивы чардаша вошли в произведения многих известных европейских композиторов —
Имре Кальмана, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Иоганна Штрауса, Пабло де Сарасате, Петра Ильича Чайковского.
Слайд 14Характерные черты венгерской музыки
одноголосие
варьирование
пентатоника
пунктирные и синкопирванные ритмы,
«цыганский»
или «венгерский» звукоряд с увеличенной секундой,
чередование минора и мажора
чередование медленного и быстрого темпов
орнаментика
импровизационность.