Слайд 1Зарождение русского музыкального искусства.
Выполнила: Чуб Виктория Александровна
Слайд 2Русская музыка — это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны. Ее
истоки находятся в глубокой древности и тесно связаны с художественным творчеством восточных славян — песнями, сказками, легендами. Народное искусство всегда было неотделимо как от верований и обрядов, так и от земледельческого труда, который составлял основу жизни.
Слайд 3Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от
рождения до смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни. Уже в древние времена была широко распространена и инструментальная музыка.
Слайд 4Инструментальная музыка исполнялась на различных струнных, духовых и ударных инструментах, среди
которых одним из самых любимых были гусли. Постепенно в народных песнях, танцах, наигрышах складывались тип мелодики, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть формировались особенности национального музыкального стиля, который позже и определил неповторимое своеобразие русской профессиональной музыки.
Слайд 5Первыми формами профессиональной музыки стало устное светское искусство сказителей и скоморохов
и письменное музыкальное творчество, связанное с церковным пением. Скоморохи — любимцы князей и простого народа — были талантливыми артистами — певцами и танцорами, «лицедеями» и фокусниками, акробатами и дрессировщиками. Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось при помощи особых условных знаков, происходивших от системы невменного письма. ( Невмы (от греч. «дыхание») — знаки нотного письма, которые применялись в церковном пении в средневековой Европе;
Слайд 6В песенном фольклоре Московской Руси рождается новый эпический жанр — историческая
песня, которая приходит на смену былинам: в ней, в отличие от былин, рассказывалось о реальных событиях и героях. Тогда же появляется и лирическая песня с ее глубокими эмоциональными образами и импровизационным характером напевов, о чем свидетельствует существование множества вариантов песен. С этим жанром связано и развитие особого вида многоголосия — русской хоровой подголосочной полифонии.
Слайд 7Постепенно в придворном быту появляются и европейские музыкальные развлечения — слушание
«заморской» музыки, исполняемой на органе и клавикордах. В Москве постоянно заботились и о состоянии церковного пения: была проведена большая работа по исправлению ошибок в старинных знаменных распевах и систематизированы духовные песнопения
Слайд 8Время Московской Руси стало эпохой наивысшего расцвета хоровой культуры. Еще в
XVI веке возникли такие ранние формы церковного многоголосия, как двух- и трехголосное пение. Но утвердились они только в XVII веке, когда в Москве закрепляется пришедший с Украины новый хоровой стиль — партесный- пение по хоровым партиям. Обычно это были песнопения для четырех, шести, восьми, двенадцати и большего количества голосов. Их запись делалась уже с помощью пятилинейной нотации, которая называлась «киевское письмо» и имела ноты квадратной формы.
Слайд 9Наиболее развитой формой партесного многоголосия стали духовные концерты. Они исполнялись во
время праздничного богослужения, отличались большой роскошью музыкального письма, а количество голосов могло достигать 24-х. Характерными чертами партесного концерта были полнота и насыщенность звучания, красочные динамические контрасты при чередовании хоровых и ансамблевых эпизодов.
Слайд 10В быту тоже возникает жанр многоголосной песни, которая исполнялась дома в
часы досуга. Это были канты. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лирическим и даже шуточным. По форме кант представлял собой куплетную песню, имел трехголосное изложение, в котором два верхних голоса двигались параллельными терциями, а бас давал гармоническую основу: Кант впоследствии положил начало жанру русского романса.
Слайд 11В XVII веке начинают постепенно исчезать старинные обычаи и традиции. В
1648 году под влиянием церкви был издан указ, запрещавший участие скоморохов в празднествах и повелевавший уничтожать их маски и музыкальные инструменты. В то же время при дворе и в кругу просвещенного боярства растет увлечение европейской инструментальной музыкой, а у знатных вельмож появляются домашние хоры и оркестры. Важным событием стало создание в царствование Алексея Михайловича первого русского придворного театра. В его репертуаре преобладали представления на библейские сюжеты, причем большую роль в них играла музыка, для исполнения которой музыканты выписывались из-за границы.