Презентация, доклад к уроку музыки. Могучее сообщество оркестра.

ОРКЕСТР -  (от орхестра), коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.

Слайд 1Могучее сообщество
оркестра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени

В.М.Комарова
с углубленным изучением английского языка
ЗАТО городского округа Звёздный городок
Московской области
Февраль 2016 г.

Белоусова Татьяна Николаевна,
учитель музыки, МХК

Могучее  сообщество  оркестраМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени В.М.Комаровас углубленным изучением английского языкаЗАТО городского

Слайд 2 ОРКЕСТР -  (от

орхестра), коллектив музыкантов
(12 человек и более), играющих на различных инструментах
и совместно исполняющих музыкальные произведения. Современный толковый словарь
ОРКЕСТР -  (от орхестра), коллектив музыкантов (12 человек и

Слайд 3Есть в музыке такая неземная, как бы не здесь рожденная печаль, которую ни

скрипка, ни рояль до основанья вычерпать не могут. И арфы сладкозвучная струна или органа трепетные трубы для той печали слишком, что ли, грубы, для той безмерной скорби неземной. Но вот они сошлись, соединясь в могучее сообщество оркестра, и палочка всесильного маэстро, как перст судьбы, указывает ввысь.

МУЗЫКА

Левитанский Юрий Давыдович

Есть в музыке такая неземная, как бы не здесь рожденная печаль, которую ни скрипка, ни рояль до

Слайд 4Существует много различных типов оркестров:
военный, состоящий из духовых - медных

и деревянных - инструментов,
оркестры народных инструментов, струнные оркестры.
Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.
Существует много различных типов оркестров: военный, состоящий из духовых - медных и деревянных - инструментов, оркестры народных

Слайд 5 Слово "оркестр" возникло в Греции задолго до

нашей эры. Глагол "орхео" означает "танцую", а орхестрой греки называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор – непременный участник каждой трагедии и комедии.
Слово

Слайд 6 Древнегреческий театр представлял собой весьма внушительное

сооружение, хотя и мало похожее на красивые театральные здания наших дней.
Крыша театра в Элладе – открытое небо, зрительный зал – десятки каменных трибун, уходящих ярусами вверх, как на стадионе, сцена – похожая на арену: площадка без занавеса и кулис. А всё вместе напоминает половину цирка.
Древнегреческий театр представлял собой весьма внушительное сооружение, хотя и мало похожее на

Слайд 7 Театр огромен, на трибунах

размещается до двадцати тысяч зрителей.
Только интересно, что можно было услышать и увидеть в верхних рядах этого театра?
Ведь в то время не было ни театральных биноклей, ни микрофонов?..
 Удивительно то, что всё было отлично видно и слышно!
Театр огромен, на трибунах размещается до двадцати тысяч зрителей.

Слайд 8 Чтобы увеличить рост, артисты привязывали к ногам

специальные подставки – котурны (это что-то вроде обуви на платформе, только повыше). Яркие выразительные маски, прикрывающие лица артистов, давали возможность зрителям понять, кто герой, кто злодей, кто мудрец, а кто глупец.
Чтобы увеличить рост, артисты привязывали к ногам специальные подставки – котурны (это что-то

Слайд 9 А для того, чтобы присутствующие хорошо слышали

и понимали происходящее, в древнегреческом театре всё время исправно работал «микрофон». Да-да, самый настоящий усилитель звука. Догадались, какой?..
Ну, конечно, унисон – хор голосов, исполняющий одну и ту же мелодию.    Текст, исполняемый таким хором, был для зрителей «звуковым увеличительным стеклом». Площадка, на которой располагался хор, называлась «ОРХЕСТРА».
А для того, чтобы присутствующие хорошо слышали и понимали происходящее, в древнегреческом театре

Слайд 10 Интересно, что голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого

инструментального ансамбля, который тоже звучал в унисон с хором. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Ну а для того, чтобы музыканты не путались, а играли слаженно, им помогал хорошо подкованный музыкант.
Интересно, что голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля, который тоже звучал в

Слайд 11 То есть в полном смысле слова

подкованный.Этот музыкант был обут в сандалии с железными подметками и громко отбивал ногой ритм.  Звали его уважительно – корифей. Постепенно название площадки «орхестра», где располагался хор и ансамбль, перешло на самих исполнителей, музыкантов.
То есть в полном смысле слова подкованный.Этот музыкант был обут в сандалии

Слайд 12 На исходе средневековья в Италии сделали попытку

возродить античную драму. Это положило начало совершенно иному типу музыкально-театрального искусства – опере. Хор здесь, правда, не играл такой выдающейся роли, как в древнегреческой трагедии: главное значение в ранней европейской опере приобрели певцы-солисты с группой инструменталистов, которые аккомпанировали пению.
На исходе средневековья в Италии сделали попытку возродить античную драму. Это положило начало

Слайд 13 Однако они не были единственными участниками представления.

Поэтому, чтобы не мешать зрителям видеть артистов на подмостках, музыканты располагались в специальном углублении между партером и сценой. Вначале "оркестром" стали называть именно это место, а затем уже – и самих исполнителей.
Однако они не были единственными участниками представления. Поэтому, чтобы не мешать зрителям видеть

Слайд 14 Спустя десятки веков европейцы стали вкладывать в

понятие «оркестр» следующее значение: помещение в театре, где размещались музыканты.

Позже понятие расширилось: ансамбль музыкальных инструментов и исполнителей на этих инструментах. (Конец XVI-начало XVII вв., эпоха Возрождения).

Но это не говорит о том, что ранее не существовало ансамблей инструментальной и оркестровой музыки.
Спустя десятки веков европейцы стали вкладывать в понятие «оркестр» следующее значение: помещение в

Слайд 15 Инструментальная музыка звучала на дворцовых и храмовых

празднествах Древнего мира, на турнирах и деревенских ярмарках Средневековья. Музыкальные ансамбли Древности могли достигать колоссальных размеров, а могли быть миниатюрными. Придворные ансамбли Древнего Египта состояли из певцов, музыкантов-инструменталистов, иногда танцоров (общая численность могла достигать 500 человек).
Инструментальная музыка звучала на дворцовых и храмовых празднествах Древнего мира, на турнирах и

Слайд 16 В ХV-XVI вв. при дворах европейских королей

и герцогов создавались музыкальные ансамбли для забав знати. С этого времени ансамблем, что в переводе с французского означает «вместе», стали называть совместное исполнение музыкальных произведений группой участников или согласованное стройное совместное исполнение.
В ХV-XVI вв. при дворах европейских королей и герцогов создавались музыкальные ансамбли для

Слайд 17 В некоторых европейских городах начинают возникать постоянные составы

ансамблей духовых и струнных инструментов. Эти ансамбли уже напоминают оркестр и исполняют музыку для танцев и уличных шествий. Но всё-таки эти коллективы ещё нельзя назвать настоящими симфоническими оркестрами. Исполнение музыки носило прикладной характер. Такие ансамбли не отличались устойчивостью состава, чётким разделением на группы.
В некоторых европейских городах начинают возникать постоянные составы ансамблей духовых и струнных инструментов. Эти

Слайд 18 История оркестра в полном смысле этого слова начинается

в конце XVII в. Именно в это время зарождается светская инструментальная музыка и появляются новые музыкальные жанры: опера, оратория, балет, позже увертюра, симфония, концерт. Эти жанры подразумевали исполнение для слушания, а не для увеселения.
История оркестра в полном смысле этого слова начинается в конце XVII в. Именно в

Слайд 19 Концертный симфонический оркестр, в отличие от оперного,

располагается прямо на сцене и постоянно находится в поле зрения слушателей. В силу исторических традиций концертный и оперный симфонические оркестры долгое время отличались своим составом, но в наши дни это различие стерлось.
Концертный симфонический оркестр, в отличие от оперного, располагается прямо на сцене и постоянно

Слайд 20 Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно

может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижёру.
Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и

Слайд 21 Оркестром управляет дирижёр, который во время

концерта стоит посередине у самого края сцены, так, чтобы все музыканты могли его видеть и следовать его указаниям.
 Сразу за дирижёром сидят музыканты, играющие на струнных инструментах. Справа располагаются скрипки, у которых звучание самое высокое, слева за ними – альты и виолончели, и совсем слева – контрабасы, инструменты с самым низким звучанием.
Оркестром управляет дирижёр, который во время концерта стоит посередине у самого края

Слайд 22 За струнными расположены духовые инструменты, медные и

деревянные, и в самой глубине сцены – ударные. Иногда в концерте вместе с оркестром участвует фортепьяно – его ставят рядом со скрипками.
За струнными расположены духовые инструменты, медные и деревянные, и в самой глубине сцены

Слайд 24 А вот как выглядит фрагмент симфонической партитуры 2

части Пятой симфонии П.И.Чайковского.


Некоторые оркестровые инструменты (кларнеты, валторны, трубы) играют в своих особых строях, которые указываются рядом с названием инструмента.

Партитура — многострочная запись всех инструментов ансамбля, оркестра или хора.

А вот как выглядит фрагмент симфонической партитуры 2 части Пятой симфонии П.И.Чайковского.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть