Слайд 1Могучее сообщество
оркестра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени
В.М.Комарова
с углубленным изучением английского языка
ЗАТО городского округа Звёздный городок
Московской области
Февраль 2016 г.
Белоусова Татьяна Николаевна,
учитель музыки, МХК
орхестра), коллектив музыкантов
(12 человек и более), играющих на различных инструментах
и совместно исполняющих музыкальные произведения. Современный толковый словарь
Слайд 3Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рожденная печаль,
которую ни
скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут.
И арфы сладкозвучная струна
или органа трепетные трубы
для той печали слишком, что ли, грубы,
для той безмерной скорби неземной.
Но вот они сошлись, соединясь
в могучее сообщество оркестра,
и палочка всесильного маэстро,
как перст судьбы, указывает ввысь.
МУЗЫКА
Левитанский Юрий Давыдович
Слайд 4Существует много различных типов оркестров:
военный, состоящий из духовых - медных
и деревянных - инструментов,
оркестры народных инструментов, струнные оркестры.
Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.
Слайд 5 Слово "оркестр" возникло в Греции задолго до
нашей эры. Глагол "орхео" означает "танцую", а орхестрой греки называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор – непременный участник каждой трагедии и комедии.
Слайд 6 Древнегреческий театр представлял собой весьма внушительное
сооружение, хотя и мало похожее на красивые театральные здания наших дней.
Крыша театра в Элладе – открытое небо, зрительный зал – десятки каменных трибун, уходящих ярусами вверх, как на стадионе, сцена – похожая на арену: площадка без занавеса и кулис. А всё вместе напоминает половину цирка.
Слайд 7 Театр огромен, на трибунах
размещается до двадцати тысяч зрителей.
Только интересно, что можно было услышать и увидеть в верхних рядах этого театра?
Ведь в то время не было ни театральных биноклей, ни микрофонов?..
Удивительно то, что всё было отлично видно и слышно!
Слайд 8 Чтобы увеличить рост, артисты привязывали к ногам
специальные подставки – котурны (это что-то вроде обуви на платформе, только повыше). Яркие выразительные маски, прикрывающие лица артистов, давали возможность зрителям понять, кто герой, кто злодей, кто мудрец, а кто глупец.
Слайд 9 А для того, чтобы присутствующие хорошо слышали
и понимали происходящее, в древнегреческом театре всё время исправно работал «микрофон». Да-да, самый настоящий усилитель звука. Догадались, какой?..
Ну, конечно, унисон – хор голосов, исполняющий одну и ту же мелодию.
Текст, исполняемый таким хором, был для зрителей «звуковым увеличительным стеклом». Площадка, на которой располагался хор, называлась «ОРХЕСТРА».
Слайд 10 Интересно, что голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого
инструментального ансамбля, который тоже звучал в унисон с хором. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Ну а для того, чтобы музыканты не путались, а играли слаженно, им помогал хорошо подкованный музыкант.
Слайд 11 То есть в полном смысле слова
подкованный.Этот музыкант был обут в сандалии с железными подметками и громко отбивал ногой ритм. Звали его уважительно – корифей. Постепенно название площадки «орхестра», где располагался хор и ансамбль, перешло на самих исполнителей, музыкантов.
Слайд 12 На исходе средневековья в Италии сделали попытку
возродить античную драму. Это положило начало совершенно иному типу музыкально-театрального искусства – опере. Хор здесь, правда, не играл такой выдающейся роли, как в древнегреческой трагедии: главное значение в ранней европейской опере приобрели певцы-солисты с группой инструменталистов, которые аккомпанировали пению.
Слайд 13 Однако они не были единственными участниками представления.
Поэтому, чтобы не мешать зрителям видеть артистов на подмостках, музыканты располагались в специальном углублении между партером и сценой. Вначале "оркестром" стали называть именно это место, а затем уже – и самих исполнителей.
Слайд 14 Спустя десятки веков европейцы стали вкладывать в
понятие «оркестр» следующее значение: помещение в театре, где размещались музыканты.
Позже понятие расширилось: ансамбль музыкальных инструментов и исполнителей на этих инструментах. (Конец XVI-начало XVII вв., эпоха Возрождения).
Но это не говорит о том, что ранее не существовало ансамблей инструментальной и оркестровой музыки.
Слайд 15 Инструментальная музыка звучала на дворцовых и храмовых
празднествах Древнего мира, на турнирах и деревенских ярмарках Средневековья. Музыкальные ансамбли Древности могли достигать колоссальных размеров, а могли быть миниатюрными. Придворные ансамбли Древнего Египта состояли из певцов, музыкантов-инструменталистов, иногда танцоров (общая численность могла достигать 500 человек).
Слайд 16 В ХV-XVI вв. при дворах европейских королей
и герцогов создавались музыкальные ансамбли для забав знати. С этого времени ансамблем, что в переводе с французского означает «вместе», стали называть совместное исполнение музыкальных произведений группой участников или согласованное стройное совместное исполнение.
Слайд 17 В некоторых европейских городах начинают возникать постоянные составы
ансамблей духовых и струнных инструментов. Эти ансамбли уже напоминают оркестр и исполняют музыку для танцев и уличных шествий. Но всё-таки эти коллективы ещё нельзя назвать настоящими симфоническими оркестрами. Исполнение музыки носило прикладной характер. Такие ансамбли не отличались устойчивостью состава, чётким разделением на группы.
Слайд 18 История оркестра в полном смысле этого слова начинается
в конце XVII в. Именно в это время зарождается светская инструментальная музыка и появляются новые музыкальные жанры: опера, оратория, балет, позже увертюра, симфония, концерт. Эти жанры подразумевали исполнение для слушания, а не для увеселения.
Слайд 19 Концертный симфонический оркестр, в отличие от оперного,
располагается прямо на сцене и постоянно находится в поле зрения слушателей. В силу исторических традиций концертный и оперный симфонические оркестры долгое время отличались своим составом, но в наши дни это различие стерлось.
Слайд 20 Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно
может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижёру.
Слайд 21 Оркестром управляет дирижёр, который во время
концерта стоит посередине у самого края сцены, так, чтобы все музыканты могли его видеть и следовать его указаниям.
Сразу за дирижёром сидят музыканты, играющие на струнных инструментах. Справа располагаются скрипки, у которых звучание самое высокое, слева за ними – альты и виолончели, и совсем слева – контрабасы, инструменты с самым низким звучанием.
Слайд 22 За струнными расположены духовые инструменты, медные и
деревянные, и в самой глубине сцены – ударные. Иногда в концерте вместе с оркестром участвует фортепьяно – его ставят рядом со скрипками.
Слайд 24 А вот как выглядит фрагмент симфонической партитуры 2
части Пятой симфонии П.И.Чайковского.
Некоторые оркестровые инструменты (кларнеты, валторны, трубы) играют в своих особых строях, которые указываются рядом с названием инструмента.
Партитура — многострочная запись всех инструментов ансамбля, оркестра или хора.