Слайд 1Л.В.Бетховен, увертюра «Эгмонт».
Методическое пособие.
Презентация материала для самостоятельного изучения.
Выполнила: учитель музыки МОУ
СОШ №3 города Петровска Саратовской области
Никушина Надежда Викторовна
Слайд 2Детство
Людвиг ван Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен
17 декабря). В его жилах кроме немецкой, текла и фламандская кровь. Приставка "ван" к фамилии указывает на голландское происхождение семьи композитора.
Родился он на чердаке, в небольшой комнатке с косой стеной и одним лишь окошком, проделанным в скате черепичной крыши. Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом и обеспечит семью. Именно в такой бедной обстановке и начал свою жизнь гений, которого до сих пор помнят и любят миллионы.
Слайд 3«Школа» – можно ли ее так назвать?
Отцу показалось, что сын не
лишен таланта. А так как в Европе в это время вовсю гремело имя 17-летнего вундеркинда Вольфганга Амадея Моцарта, то Иоганн Бетховен высокомерно рассудил: «Если это удалось одному ребенку, то почему не попытаться сделать со вторым!»
Чтобы быстрее определиться, к чему у маленького Луи больший талант, отец решил учить его играть едва ли не на пяти инструментах сразу! На органе, клавесине, флейте, скрипке и альте. Представьте, что на четырехлетнего ребенка все навалилось сразу? К тому же педагогический талант отца Бетховена был далек от совершенства. Он считал, что главное в освоении инструментов это не вдохновение, а тяжкий труд! Поэтому он заставлял повторять одно и то же упражнение десятки раз!
Неудивительно, что вскоре для Людвига эта музыка стала, как кость поперек горла. Он пролил горьких слез едва ли меньше, чем его папаша выпил за эти изматывающие уроки пива! «Ты еще вспомнишь меня и не раз спасибо скажешь!» – по сто раз на дню повторял Иоганн. Людвиг Ван Бетховен стал великим музыкантом, но скорее, не благодаря, а вопреки своему отцу! Он буквально стискивал зубы, но упорно брал один аккорд за другим! Тогда и вызрел характер Людовика: необычайно развитое чувство собственного достоинства, независимости.
Слайд 4
В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлиб
Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн и переезжает в Вену. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Они сравнивали её с извержением вулкана, а самого Бетховена с Наполеоном. Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом.
В 16 лет у композитора появляются первые признаки глухоты, природу которой врачи однозначно установить не могли - одни подозревают мозговые нарушения, другие искали причину в болезни желудка.
Бетховен, несмотря на прогрессирующую болезнь, не меняет свой характер: много работает (с ухудшением слуха творчество требовало все больших усилий и времени). Он не находит покоя в личной жизни, так и живет холостяком, остается труден в общении с коллегами-музыкантами.
Слайд 5
К началу 1800-х гг. Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников бурным
драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и 14 (т. н. Лунная), первые 6 струнных квартетов. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность, а после 1815 от неё отказаться.
На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции; его творчество тесно связано с современным ему искусством, литературой, философией, с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, В. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер). Основной идейный мотив творчества Бетховена — тема героической борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симфониях, в опере «Фиделио», в увертюре «Эгмонт», в фортепианной сонате № 23 (т. н. Appassionata) и др.
Слайд 6«Эгмонт»
Увертюра «Эгмонт» (соч. 84) написана в 1810 году к одноименной трагедии
Гете и принадлежит к числу произведений для сцены. Тема гетевского «Эгмонта» — восхваление героя фламандского восстания против испанского владычества и пафос свободы, побеждающей смерть, — оказалась очень близка Бетховену.
И.В.Гете
Слайд 7Увертюра поражает грандиозностью воплощения героической идеи Гете, воспевая веру в победу
и счастливый мир, достигнутый в результате борьбы подавленного народа Нидерландов с испанскими захватчиками. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Не случайно гетевский Эгмонт, близкий по духу самому композитору, был одним из любимых героев Бетховена. Поразительная красота и благородство мелодики увертюры, интеллектуальная мощь и в то же время ясность и искренность эмоционального содержания этого произведения определили его место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.
Граф Эгмонт
Слайд 8Схема увертюры
Вступление. Показана жесткость и грубость испанцев и жалоба и угнетенность
нидерландцев.
Экспозиция. Главная тема – это тема нидерландцев, из жалобной она становится напористой, бурной, звучит темой восстания. Побочная – это тема испанцев, из жесткой она преобразуется в суетливую, несколько трусливую.
Разработка. Битва нидерландцев с испанцами.
Реприза. В музыке слышатся мажорные нотки – перевес на стороне восставшего нидерландского народа. Героическая смерть графа Эгмонта.
Кода. Всеобщее ликование народа, победа, звучание фанфар.
Слайд 9
Вначале увертюры (в переводе с французского – вступление) писались для того,
чтобы дать публике занять места в зале. Во времена Моцарта, традиция изменилась, и увертюра стала полноправным оркестровым произведением. В увертюре «Эгмонт» Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме, это произведение одночастное.
Увертюра начинается медленным вступлением, в котором представлены две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно, изображая угнетателей-испанцев. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь испанской знати. Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба страдающего от гнета испанцев нидерландского народа.
Слайд 10Главная партия
Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа
миноре. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano (тихо), затем подхватывается всем оркестром fortissimo (очень громко). Ход музыки на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления — темой страданий народа. Но ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.
Слайд 19Побочная партия
Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает
в себе черты обеих его тем. В первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без труда можно узнать тему «поработителей». Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления. Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.
Слайд 20Реприза
Но борьба на этом не заканчивается. В конце репризы (в переводе
с французского – повторение) она разгорается с еще большей силой. Тема испанских поработителей звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа. На полном мощном звучании всего оркестра внезапно наступает пауза и после паузы звучат несколько аккордов хорального плана. Это в оркестре показана смерть героя Эгмонта. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, видимо, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.
Слайд 23Кода
Увертюра заканчивается большой кодой (кода - заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая
вкратце ее основную тему), в которой показан итог борьбы. Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры – флейты пикколо. Торжественный и ликующий характер музыки говорит о победе народа. Эгмонт героически погиб, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.
Слайд 30
Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу»
как неизбежный путь к достижению цели и грядущей победе — основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».
В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто. Современник событий французской революции конца XVIII века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ.
Слайд 31
Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло
за его гробом.
В будущем люди, оглядываясь назад на историю революций и попыток завоевания свободы, равенства и братства, обязательно вспомнят человека, который, создавая музыку, боролся за лучшее завтра. Они, слушая музыку Бетховена, снова смогут пережить прошедшие социальные битвы и окунутся в те героические времена.
Похороны Бетховена
Слайд 32Приложение
Бетховен. Увертюра к драме Гете «Эгмонт», сочинение 84.
Слайд 33Ресурсы.
http://greatmuz.ru/100velikih/compositors/bethoven_5.html
http://letopisi.ru/index.php/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0?trust
http://vanbethoven.ru/kratko.php
http://vanbethoven.ru/skachat_referat.php
http://vanbethoven.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%B2%D0%B0%D0%BD»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0+%D0%BA+%D0%94%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5+%22%D0%AD%D0%B3%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%22&stype=image
http://www.maly.ru/news_more.php?number=5&day=29&month=5&year=2009
http://www.zaycev.net/pages/1618/161814.shtml
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=14&ed=1&text=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%91%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%20%22%D0%AD%D0%B3%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%22&spsite=www.marxist.com&img_url=www.marxist.com%2Fimages%2Fstories%2Fart%2Fvienna_congress.jpg&rpt=simage
http://pix.timeout.ru/101000.jpeg
http://louvre.historic.ru/collect/painting/03/pic/08b.jpg
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=0&ed=1&text=%20%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%85&spsite=www.newsru.ua&img_url=salgarys.narod2.ru%2Fn_m_karamzin%2Ftom_2-i%2Fglava17-ya%2FRasstrel_povstantsev_3_maya_1808_goda_v_Madride.jpg%3Frand%3D244496809546998&rpt=simage
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=5&ed=1&text=%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F&spsite=fake-021-12995849.ru&img_url=www.citrus.k12.fl.us%2Fstaffdev%2FSocial%2520Studies%2FImages%2FWH2%2FFrench%2520Revolution%2520Storming.jpg&rpt=simage
http://images.yandex.ru/search?p=102&ed=1&text=%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F&spsite=www.historywiz.com&img_url=i038.radikal.ru%2F0809%2F43%2F498b1bdecb19.jpg&rpt=simage
Слайд 34
http://www.museum.ru/imgB.asp?20910
http://allday.ru/uploads/posts/2009-07/thumbs/1246794553_19lariviere-the-battle-of-duenkirchen.jpg
http://img-samara.fotki.yandex.ru/get/34/bakz.209/0_1f00d_4378994_XL
http://allday.ru/uploads/posts/2009-07/1246794352_02royer-germanicus-in-front-of-the-disaster-of.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2009-07/thumbs/1246794590_11larivierethe-battle-of-cacherel.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2009-07/thumbs/1246794579_04vicentino.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2009-07/1246794624_20unknown_.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2009-07/1246794624_20unknown_.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2009-07/1246794655_27raffael.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2009-07/thumbs/1246794734_23alaux-the-battle-of-denain.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2009-07/thumbs/1246794569_13larivierethe-battle-of-mons-en-puelle.jpg
http://naym.ucoz.ua/_si/0/00766.jpg
http://www.1917.com/Gallery/ProletCritica/1149187000.html