Презентация, доклад на тему Урок-презентация на тему: Гоголь – сюита из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю Ревизская сказка

Содержание

Тема учебного раздела: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.

Слайд 1Тема урока- презентации:

« Гоголь – сюита» из музыки

А.Г.Шнитке

к спектаклю

« Ревизская сказка»

Учитель музыки

МОУ «Школа-коллегиум»

города Алушты:

Целикова Л.И.

Класс-7



Тема урока- презентации:« Гоголь – сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю « Ревизская сказка»Учитель музыки МОУ «Школа-коллегиум»города

Слайд 2Тема учебного раздела:
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.

Тема учебного раздела: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.

Слайд 3ЦЕЛЬУРОКА:
Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»;
Продемонстрировать учащимся, как

один феномен искусства порождает другой. Показать, как связаны искусство слова, музыки, театра;
Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения;
Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;
Прививать вкус к подлинному искусству, учить пониманию предназначения искусства и его роли в жизни общества;

ЦЕЛЬУРОКА:Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»;Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой. Показать,

Слайд 4Планируемый результат и УУД
Предметные: 
познакомится с особенностями музыкального языка сюиты к спектаклю;


закрепление понятий вокальная, оркетровая музыка.
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального
искусства прошлого и современности;
• использовать различные формы индивидуального,
коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование);

Планируемый результат и УУДПредметные: познакомится с особенностями музыкального языка сюиты к спектаклю; закрепление понятий вокальная, оркетровая музыка. высказывать

Слайд 5Предметные: 
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих

способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром , литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к, классическому и современному музыкальному наследию;

развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также
образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям
жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных
образов;

Предметные: воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности,

Слайд 6Метапредметные:
Овладение способностью к реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов

решения проблем
поискового характера; применение знаково-символических и речевых
средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,
понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
• умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии.

Метапредметные:Овладение способностью к реализации собственных творческихзамыслов через понимание целей, выбор способов решения проблемпоискового характера; применение знаково-символических и

Слайд 7Метапредметные:
Познавательные: 
осуществлять поиск и выделение необходимой информации (в разных источниках), расширяющей и

дополняющей знания ;формулировать учебную задачу; ориентироваться в способах решения поставленной задачи.

Метапредметные:Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания ;формулировать учебную задачу; ориентироваться

Слайд 8Личностные: 
выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и

стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувство сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека, испытывать чувства сопричастности к истории своей Родины и народа;
будт сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации
учащихся, создающие основу для формирования позитивной
самооценки,самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Виды заданий:
1) высказывание своего отношения к музыкальному произведению с
аргументацией;
2) анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия
Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и

Слайд 9Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; решать ряд проблем (задач) для достижения цели

урока; отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно отличать характер музыкальных произведений; развивать чувство ритма формировать вокально-хоровые навыки, владеть исполнительской и слушательской культурой. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы; умение работать коллективно, в группах во время разучивания и исполнения песни; объективное оценивание друг друга; выражать своё мнение о музыке в процессе слушания

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; решать ряд проблем (задач) для достижения цели урока; отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно отличать

Слайд 10Ресурсы:
учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, «Музыка» 7 класс, с.76-79; 
портртыН.В. Гоголя,

А.Шнитке.
раздаточный материал на песню;
схемы анализа музыкального произведения,
словари эстетических эмоций,
диск СD, mp3 (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, фонохрестоматия «Музыка» 7 класс);
ноутбук, флэшка.
Ресурсы:учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, «Музыка» 7 класс, с.76-79; портртыН.В. Гоголя, А.Шнитке. раздаточный материал на песню; схемы

Слайд 11Музыкальный материал:
  музыкальная запись «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке

-« Песенка на память»

Музыка М.Минкова,

Слова

П Синявского.

- Г.Струве
«Школьный корабль»
Музыкальный материал:  музыкальная запись «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке-« Песенка на память»Музыка М.Минкова,Слова П Синявского.- Г.Струве «Школьный корабль»

Слайд 12Тип урока:  урок изучения и закрепления новых знаний.
Форма урока: 
урок-презентация

Тип урока:  урок изучения и закрепления новых знаний.Форма урока: урок-презентация

Слайд 13Эпиграф урока:



«В «Ревизоре» я решился

собрать в одну кучу все дурное


в России и за одним разом

посмеяться над всем»


(Н.В.Гоголь)
Эпиграф урока:«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом

Слайд 14«Ревизская сказка»
Спектакль поставлен
в театре на Таганке.


Юрий Петрович Любимов -
актер,

режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка» -
«Ревизская сказка»Спектакль поставлен в театре на Таганке.Юрий Петрович Любимов - актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке

Слайд 15Что такое ревизская сказка?
Это документы, которые были необходимы для того, чтобы

учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались.
Что такое ревизская сказка?Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи,

Слайд 16 Автор музыки произведения « Гоголь – сюита» к спектаклю «Ревизская сказка»

– Альфред Гарриевич Шнитке.

Главный герой –
Николай Васильевич Гоголь
(в окружении персонажей
своих произведений).
Остальные герои – это :
Павел Иванович Чичиков.
Аксентий Иванович Поприщин.
Андрей Петрович Чертков.
Акакий Акакиевич Башмачкин.
Испанский король Фердинанд VIII.
Безымянный чиновник-балетоман, тело которого
находится за департаментским столом, а душа – в театре.

Автор музыки произведения « Гоголь – сюита»  к спектаклю «Ревизская сказка» –  Альфред

Слайд 17 «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального

– все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу.»

А. Шнитке о творчестве Гоголя

«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на

Слайд 18Симфонический театр
В музыку включен текст, взятый из «Записок сумасшедшего», который произносит

дирижёр

Г.Рождественский

Симфонический театрВ музыку включен текст, взятый из «Записок сумасшедшего», который произносит дирижёрГ.Рождественский

Слайд 19Музыка к спектаклю «Ревизская сказка»
Оркестровая сюита
«Гоголь-сюита»

Музыка к спектаклю «Ревизская сказка»Оркестровая сюита«Гоголь-сюита»

Слайд 20ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ГОГОЛЬ-СЮИТА» СОСТОИТ ИЗ 7 ЧАСТЕЙ:
Увертюра;
Детство Чичикова;
Портрет;
Шинель;
Чиновники;
Бал;
Завещание.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ГОГОЛЬ-СЮИТА» СОСТОИТ ИЗ 7 ЧАСТЕЙ:Увертюра;Детство Чичикова;Портрет;Шинель; Чиновники;Бал;Завещание.

Слайд 21 Основные термины, понятия (теория)
Сюита –крупное музыкальное произведение, состоящее из 4-х и

более частей разного характера на одну общую тему.
Увертюра – это вступление крупного музыкального произведения, может звучать отдельно, как самостоятельное сочинение.
Основные термины, понятия     (теория)Сюита –крупное музыкальное произведение, состоящее из 4-х и более

Слайд 22Увертюра
(слушаем и анализируем)
Послушайте увертюру. В образный мир каких персонажей вводит она

слушателей?
Какая знакомая интонация завершает эту часть и какой импульс она дает развитию музыки?

Увертюра(слушаем и анализируем)Послушайте увертюру. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей?Какая знакомая интонация завершает эту часть

Слайд 23Детство Чичикова
На сцене появляется росточек, который впоследствии

оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров… Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» – все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, ли
Слушаем и анализируем….
Детство Чичикова    На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту

Слайд 24Портрет
Эта часть о жизни Художника, который вдруг

лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.
Слушаем и анализируем…
Портрет    Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более

Слайд 25Шинель
В спектакле шинель не вещь, не одежда, не

предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.
Слушаем и анализируем…
Шинель   В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга,

Слайд 26Чиновники
Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник

человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.
Слушаем и анализируем…
ЧиновникиДесятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно

Слайд 27Бал
В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а

вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут…Слушаем и анализируем…
Бал   В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его

Слайд 28Завещание
Слушаем и анализируем…
Как изменился образный строй последней части сюиты по сравнению

с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?
Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»?
Какую роль приобретает звучание колоколов и народного напева?
Если бы вы были композиторами, написавшими крайние части сюиты, то какую мысль(идею) вы развивали бы в ее средних частях ? Аргументируйте свое мнение

ЗавещаниеСлушаем и анализируем…Как изменился образный строй последней части сюиты по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого

Слайд 29В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же

ты хочешь от меня?.. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.
В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?.. И зачем

Слайд 30ВОПРОСЫ
С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов?
Каковы

особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры?
О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка?
Каково значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле?

ВОПРОСЫС помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов?Каковы особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры?О каких

Слайд 31ОТВЕТЫ
Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки
Композитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования

гоголевских героев и подобных им людей, используя простоватые мотивчики.
Полистилистика- сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений.

ОТВЕТЫВыразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовкиКомпозитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей,

Слайд 32Вокально-хоровая работа
Упражнение1: поём на слоги «ми, мэ, ма, мо. му» на

одной высоте по хроматической гамме.
Упражнение2: поём до, до, ре, ми, ми, фа, соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре, до по хроматической гамме.

Упражнение3 : му,ве,на,му,ве,ры,му, ве,на,зе,лё.на,му,ры.ве,му.
Ученики: (Пение за учителем, который демонстрирует данное упражнение с помощью ладових жестов)

1.Распевка.

Вокально-хоровая работаУпражнение1: поём на слоги «ми, мэ, ма, мо. му» на одной высоте по хроматической гамме. Упражнение2:

Слайд 33Вокально-хоровая работа

2. ПОВТОРЕНИЕ:

« Песенка на память»

Музыка М.Минкова,

Слова П Синявского.

Вокально-хоровая работа2. ПОВТОРЕНИЕ:« Песенка на память»Музыка М.Минкова,Слова П Синявского.

Слайд 343.Разучивание песни
Разучивание песни Г.Струве
«Школьный корабль» 1)показ песни;
2) беседа о её

содержании;
3) озвучивание литературного текста(метод хорового чтения) и музыкальной интонации;

4)работа над песней по фразам(1-й куплет);
5)работа над совершенствованием вокальных навыков;
работа над художественным образом;
6)исполнение песни.

3.Разучивание песниРазучивание песни Г.Струве «Школьный корабль» 1)показ песни;2) беседа о её содержании;3) озвучивание литературного текста(метод хорового чтения)

Слайд 35Подведение итога урока.

1.Какой была тема нашего урока?
2.Какое произведение вы прослушали?
Считаете ли

вы, что данное произведение раскрывает драмму русской жизни ?
3. Какую песню мы начали разучивать сегодня на уроке?
4.Как вы считаете, мы достигли поставленной нами цели урока?
Подведение итога урока.1.Какой была тема нашего урока?2.Какое произведение вы прослушали?Считаете ли вы, что данное произведение раскрывает драмму

Слайд 36 «Три чудесные сестры посланы украсить и усладить мир: без

них он был бы пустыня… Музыка вся – порыв; она вдруг…отрывает человека от земли…оглушает его громом звуков и разом погружает…в свой мир… О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!»
Н.В.Гоголь
«Три чудесные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня… Музыка

Слайд 37ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
На выбор: написать эссе
о прослушанном произведении
или сделать рисунок

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕНа выбор: написать эссе о прослушанном произведении или сделать рисунок

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть