Слайд 2Из опыта работы по театрализованной деятельности МДОУ – д/с 3 18
с. Подлесное
Музыкальный руководитель –
Новгородова Тамара Петровна
ТЕАТР И ДЕТИ
Слайд 3Национальный театр – есть признак совершеннолетия нации, так же как и
академии, университеты, музеи.
Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ... А. Островский
Слайд 4Как известно, такие нравственные качества, как доброжелательное отношение к людям, чуткость,
отзывчивость, начинают формироваться уже в дошкольном детстве. А в воспитании этих качеств трудно переоценить роль театрализованной деятельности, вот почему наш коллектив решил использовать именно этот вид работы с детьми для повышения их нравственного уровня.
Нельзя сказать, что этот вид деятельности был новым для нашего детского сада.
Педагоги в своей работе традиционно используют театрализованные игры, драматизации сказок, кукольные спектакли, различные инсценировки. На праздниках, утренниках и развлечениях взрослые и дети участвуют в театрализованных представлениях, в творческих театрализованных играх. Но мы расширили работу в этом направлении.
Большое место отводится упражнениям на общение и ведение диалога, что направлено на развитие коммуникативных способностей. В этом очень помогают куклы: бибабо, марионетки, пальчиковый театр, театр на рукавичке, настольный - плоскостной и конусный, тростевой. Из этюдов и упражнений в дальнейшем складывается образ героя, например, сердитого волка, гостеприимной белочки, добрых соседей-зверюшек и т.п., что дает возможность впоследствии разыграть любую сказку или инсценировку.
Такая предварительная работа позволяет детям накопить впечатления о героях литературного произведения. Шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки делают речь детей чистой и образной. Тема, проведенная через все занятия, помогает детям наиболее полно представить себе тот или иной сказочный образ. Стихотворный язык сказок приближен к народной, бытовой речи, поэтому очень доступен детям, легко усваивается и запоминается. Регулярность проведения занятий, их системность, а не спонтанность позволяет педагогу добиться высоких результатов.
Слайд 5В МДОУ – д/с № 18 проводятся интегрированные занятия (физкультура –
театр; математика – театр; развитие речи – театр; экология – театр и т. д.)
Формы организации театрализованной деятельности в детском саду
Слайд 6Интегрированное занятие в средней группе «Чудеса в сказочном лесу»
Встретил Серый волк
Красную шапочку
Машенька угощает медведя пирогами
Слайд 7Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Это неосознанное желание видоизменять
окружающий мир, приближая его к своему. Но как перенести детскую, игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? На театрализованных занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть.
Дети уже самостоятельно драматизи-руют сказки. Например, во II-ой младшей группе уже ставили сказки «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок» и др.
Слайд 8В группах есть театрализованные уголки
Слайд 9МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТИКОМ МАХНУЛА, ЯИЧКО И РАЗБИЛОСЬ.
Слайд 11На музыкальных занятиях, начиная уже с самого раннего возраста, дети, подпевая
взрослым, обыгрывают практически каждую песню, (выполняют действия, соответствующие тексту), позже - водят хороводы, инсценируют песни. Занимаясь песенным творчеством, дети представляют себя в определенной роли и пытаются выразить, спеть, как они представляют, спел бы тот или иной герой. Например, один ребёнок спрашивает другого - "кошку": "Что ты хочешь, кошечка?". А "кошечка" отвечает "молока немножечко".
Слайд 12«Где мои ребятки, милые котятки?»
Слайд 13За курочкой ребятки – жёлтые цыплятки...
Слайд 14На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние,
передавать его движениями, жестами, мимикой. Они слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное её содержание, разбирая средства музыкальной выразительности. Дети начинают понимать и определять музыку разных жанров.
Музыкально-дидактические игры мы проводим не только с помощью карточек и музыкальных инструментов, но и сами воплощаемся в героев любимой игры. Например, музыкально-дидактическая игра в средней группе "Кто как идет" в средней группе. Дети слушают музыку, определяют, кого она изображает - медведя, лису или волка, и тот или иной герой начинает двигаться по своей дорожке походкой, которая присуща (как кажется ребёнку) его герою. Эти игры помогает детям быстрее и увереннее воплощаться в героев сказок и музыкальных спектаклей.
Слайд 15Музыкально-дидактическая игра «КТО КАК ИДЁТ?»
Слайд 16
Замечательная возможность проявить себя и развивать творческие способности предоставляется ребятам в
таком виде музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения. В характерных танцах ребята изображают петрушек, гномов, снежинок, зайчиков, бабок-ежек, бусинок, слонят, моряков и много других героев.
Можем мы на палубе «Яблочко» сплясать
Девочки тоже с удовольствием танцуют «Морячку»
Слайд 17Всех вас в гости приглашаем, сладким чаем угощаем
Слайд 18Очень широко театрализованная деятельность осуществляется на праздниках и развлечениях. Здесь детям
по желанию, либо по способностям распределяются роли сказочных героев, зверей, цветов, растений и мн. др. Они с удовольствием разучивают и исполняют эти роли наравне со взрослыми. Также детьми инсценируются сказки, эпизоды из жизни зверей, растений, людей.
Весёлый праздник! Весёлый наряд! Каждый ребёнок этому рад!
«Выйди, Маша из ворот! Выйди, Маша в хоровод!»
Слайд 19Ну какой же праздник без сказочных героев?
Слайд 20А мы тоже бабки-ёжки…
А Баба-Яга весёлая оказалась…
Самая любимая героиня
Слайд 21Взрослые на всех праздниках превращаются в любимых героев
Слайд 22А дети с удовольствием с ними играют
Слайд 23Также эпизоды театрализованной деятельности присутствуют в самостоятельной деятельности детей и в
повседневной жизни детского сада. Ребята с большим желанием играют в сюжетно-ролевые игры, сами распределяют между собой роли и, играя, "живут жизнью своих героев", инсценирует знакомые стихи, сказки, потешки и дразнилки. Дети играют в "театр". Они выступают то в роли актеров, то зрителей, то контролёров, билетёров, дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу. Они рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ. Дети самостоятельно разыгрывают сценки кукольного театра.
Слайд 24Венцом всей проводимой работы, о которой сказано выше, является, конечно же,
театральная студия "Золушка", руководителем которой я являюсь. В студии занимаются дети, имеющие высокие показатели при проведении диагностики по видам музыкальной деятельности. Детский театр у нас - музыкальный. В нем много движений, действия, пения.
Мы (коллектив) считаем, что, чем раньше и больше разных ролей ребёнок "перепробует" на сцене нашего театра, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни.
В репертуаре театра детские оперы, музыкальные сказки, водевили, оперетты, театральные викторины, инсценировки поэзии и прозы, театрализованные игры, концертные программы, встречи в "Музыкальной гостиной" (беседы об искусстве) и многое другое. Моя задача - обеспечить участие каждого ребёнка в спектакле, опере или конкурсной программе.
Слайд 26В нашем музыкальном кружке - студии "Золушка" мы уже поставили такие
сказки-оперы, как "Волк и семеро козлят", "Приключения Буратино", "Вот это музыка", "Дело было в лесу", "Гуси-лебеди", "Кукареку", "Колобок", "Золотой гусь", "На острове короля Дин-Дона", "Кошкин дом", "Теремок", «Как избушка стала дворцом» и др. Например, в 2006 году "Золушкой" был поставлен музыкальный спектакль "Золотой гусь». В нем принимали участие также школьники-выпускники нашего детского сада, сотрудники и родители. Спектакль посмотрели два детских сада г.Маркса, школьники ПСШ, заведующие, воспитатели, музыкальные руководители г.Маркса и Марксовского района. Представление было высоко отмечено гостями. Нам пожелали творчества, вдохновения и дальнейших успехов в работе.
Слайд 27Музыкальный спектакль «Золотой
гусь»
Слайд 28Музыкальный спектакль «Золотой гусь»
Царь зовет к себе гостей из далеких волостей.
«Кто царевну насмешит, дочку кто развеселит, - то он одарит младца лучше родного отца
«К Вам факир и чародей»
«Ой, проси его скорей. Пусть колдует здесь тот час, и развеселит всех нас»
Слайд 29«Вот на шляпе-то узор, как у самого Диор! Платье, видишь, от
кутюр, украшение – велюр. Мы – красотки, что сказать! А давайте танцевать!»
Объявился гость восточный, он почтенный, важный очень. А девица-то в шальварах, в разноцветных покрывалах.
Слайд 31В 2005 году В г. Марксе проходил районный фестиваль детского творчества.
В номинации «Театр и дети» мы представили сказку – оперу «Колобок» и получили I место.
«Для начала – на окошко, поостынет пусть немножко»
«До чего же ты хорош, вряд ли лучше где найдешь! Нету рук и нету ног, но никто догнать не смог.»
Слайд 32В 2007 году мы поставили мюзикл «На острове короля Дин-Дона». Это
очень объемное, содержательное произведение, которое потребовало огромной подготовительной работы, знания детьми элементарной музыкальной грамоты. Но мы справились и наша работа была высоко оценена гостями – зрителями.
Мир музыки, друзья, совсем не тесен. Мажор с Минором вечно будут жить.
У каждой нотки-бабочки есть собственное имя... Начните песню, лапочки! А вы – знакомьтесь с ними.
Слайд 33Все рады видеть Вас, король, мы – шахмат разные фигуры. У
нас, у каждой, своя роль в простой игре иль в сложном туре.
Разные краски на свете важны, художникам разные краски нужны.
Слайд 34Музыкальная сказка «Гуси-лебеди»
Слайд 36А также мы с удовольствием посещаем спектакли кукольного театра, которые привозят
для нас наши друзья.
Слайд 37«СКАЖИ ЖИЗНИ – ДА!»
Участие в районном фестивале
Слайд 38Наши выпускники – в театре Дома досуга
Слайд 39Наш детский сад на перспективу планирует совершенствовать работу по театрализованной деятельности.
Приобретать и изготавливать своими силами костюмы для драматизации, приобретать методическую литературу и разработки по театрализованной деятельности.
Знания о театральном искусстве, появление устойчивого интереса к нему рождаются не вдруг. Только система в работе по принципу «от простого к сложному», начиная с младшего дошкольного возраста, а также использование всего комплекса средств и методов в театрально-игровой деятельности, могут успешно решить поставленные нами задачи.