Слайд 1 Танцы и их роль в традиционной культуре чукчей.
Работу выполнила Быкова
София,
учащаяся 6 класса,
Руководитель –Болина Л.М., учитель музыки
Слайд 2Что легло в основу танца…
На протяжении многих веков чукчи создавали танцы,
в которых нашли свое отражение жизнь охотника, морского зверобоя, оленевода, их наблюдательность, знание повадок и образа жизни животных.
Это легло в основу чукотских танцев.
Слайд 3Археологи утверждают…
Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков
чукчей ещё в I тысячелетии до нашей эры.
Слайд 4Чукчи – дети Природы…
Еще в древности люди присматривались к жизни
животных, изучали их повадки, особенности движений, поведение.
И всё это передавали в песнях, танцах. И сегодня мы видим в танцах плавные движения рук чукчанок, изображающих взмах крыльев чаек, и слышим шум прибоя, курлыканье журавлей, крики птиц в горловом пении исполнительниц.
Слайд 5Какие бывают танцы
обрядово-ритуальные,
подражательные танцы,
танцы-инсценировки
игровые и импровизационные (индивидуальные),
а также танцы тундровых и береговых чукчей.
Слайд 6Обрядово-ритуальный танец
Ярким примером обрядово-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»:
После еды
снимают все принадлежащие семье бубны и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи.
Слайд 7Праздник «Кильвей»
Особое место обрядово-ритуальный танец занимает на празднике «Кильвей»- празднике Первого
теленка.
По древней чукотской традиции отмечают его тогда, когда оленята окрепнут, а важенки сбросят рога.
Слайд 8Затем начинается праздник…
Накануне праздника хозяйки яранг готовят различные «вкусности» из рыбы
и оленины.
Старший сын хозяина яранги подходит к фигуркам оленей и наносит резкий удар ножом, что означает убой оленей для праздника. Затем начинается праздник.
Слайд 9Бубен должен пройти по кругу..
Ближе к вечеру хозяева и гости,
наевшиеся от души свежего мяса, берут в руки бубен и исполняют собственные мелодии и песни..
Слайд 10Подражательные танцы:
Распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль»,
«Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бег оленя».
Слайд 11Сохраняя ритм и динамику…
Обычно самый опытный музыкант, играя на бубне, задает
певцам и танцорам ритм и динамику исполнения произведения.
Слайд 12Танцы- инсценировки ( пантомимы)
Есть танцы , в которых в определенном месте
пение прерывается и пантомима продолжается только под аккомпанемент бубнов.
Слайд 13Танцы как часть обряда…
Традиционное танцевальное искусство чукчей входило в состав
обрядов и праздников, игравших важную роль в их общественной жизни.
Слайд 14Пляски - пантомимы
Следует оговориться, что термином "танец" пластику обрядов и праздников
можно назвать лишь условно. Это скорее пляски-пантомимы, в которых подражательные элементы занимают ведущее место.
Слайд 15Танцы оленных чукчей…
Танцевальное искусство оленных чукчей, живущих в настоящее время на
Чукотке , по сути, едино. Все танцы связаны с их основным занятием — оленеводством, так как благосостояние оленных чукчей целиком зависело от оленя.
Слайд 16Благополучие стада…
Своими танцами и песнями чукчи-оленеводы стремились повлиять на духов, от
которых, по их убеждению, зависели благосостояние и благополучие оленных стад.
Слайд 17Шум напугает злых духов…
Женщины участвовали в них чаще, чем мужчины.
Танцы
сопровождали ударами в бубен и пением, а также хлопками в ладоши, топотом ног, выкриками и игрой на шумовых инструментах. По поверьям, шум должен был напугать злых духов, отогнать их.
Слайд 18Пластика лица…
Своеобразны танцы "с гримасами", на которые обращают внимание исследователи культуры
Чукотки, отмечавшие, что главное достоинство пляски чукотских женщин - мимика.
Слайд 19В шаманов вселяются духи…
В разгар праздника в танцы вступали шаманы. Движения
их были резкими, порывистыми. Считалось, что в шаманов вселяются духи и они пытаются подражать их движениям и крикам.
Слайд 20В чем различия танцев…
Сравнение обрядовых танцев оленных и береговых чукчей показывает,
что в основе тех и других лежало стремление задобрить духов.
Слайд 21Танцуйте на здоровье!
Согласно традиционному мировоззрению люди поклонялись воде, земле, солнцу, небу,
траве – всему, что окружало в природе человека.
И сам человек считался частью живой природы, неотъемлемой её частью.
Это и отразилось в танцах.