Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Р.К.
ЩЕДРИНА»
Методические указания к открытому уроку
МДК 01.04 «Дополнительный инструмент (фортепиано)»
Развитие технических навыков игры на фортепиано на основе дифференцированного подхода
для преподавателей и студентов
дисциплины «Дополнительный инструмент (фортепиано)» по специальности «Оркестровые духовые и ударные инструменты»
Слайд 2Введение.
Контингент колледжа составляют учащиеся, имеющие разный уровень музыкальной подготовки, разные
стартовые возможности.
Фортепианная техника - это сумма умений, навыков, приёмов игры на фортепиано.
Развитие технических навыков является очень актуальной задачей в процессе дифференцированного обучения игре на фортепиано.
Слайд 3Цель: развитие мелкой и крупной техники на примере гамм, аккордов, арпеджио
с учетом дифференциации музыкальных способностей учащихся.
Задачи: овладение разными видами фортепианной техники; приобретение навыков позиционной игры; звукоизвлечения и аппликатурных формул.
Слайд 4Уровень подготовки учащегося
Учащиеся, не имеющие музыкального образования;
Учащиеся, имеющие частичное музыкальное образование;
Учащиеся,
имеющие музыкальное образование (ДМШ, ДШИ, музыкальные студии)
Исходя из этой дифференциации стартовых умений и музыкальных возможностей, необходимо использовать один из трех уроков.
Слайд 5
Развитие технических навыков игры на фортепиано на основе дифференцированного подхода
Слайд 6Урок 1.
Структура урока:
Представление
учащегося, не имеющего музыкальной подготовки.
Процесс обучения мелкой и крупной технике.
Освоение нотной грамоты.
Освоение кварто-квинтового круга.
Освоение музыкальных терминов.
Слайд 8Ход урока.
Гаммы До мажор, ля минор.
Учащийся играет гаммы сначала в
1 октаву, затем в 2 октавы, разбираем аппликатуру и позиционную игру
Аккорды..Учащийся играет аккорды с обращениями, разбираем аппликатуру.
Арпеджио. Разбор аппликатуры
Слайд 11Урок 2
Структура урока:
Представление учащегося, имеющего частичное музыкальное образование.
Процесс обучения мелкой и
крупной технике.
Формирование навыка ровной игры.
Повторение кварто-квинтового круга.
Повторение музыкальных терминов.
Слайд 12 Урок 3
Структура урока:
Представление учащегося, имеющего музыкальное образование.
Процесс обучения мелкой и крупной
технике.
Работа над артикуляцией и звукоизвлечением.
Повторение кварто-квинтового круга.
Повторение музыкальных терминов.
Слайд 13Задания к самостоятельной работе
Играть гаммы До мажор, ля минор, Соль мажор,
ми минор, аккорды, арпеджио каждой рукой отдельно, отрабатывая различные способы артикуляции. (1)
Играть гаммы Си бемоль мажор, соль минор, Ре мажор, си минор, аккорды, арпеджио каждой рукой отдельно, отрабатывая различные способы артикуляции. Упражнения. (2)
Играть гаммы Ля мажор, фа диез минор, Ми бемоль мажор, до минор, аккорды, арпеджио каждой рукой отдельно, отрабатывая различные способы артикуляции. (3)
Слайд 15Ожидаемые результаты
К концу I курса учащиеся должны освоить Мажорные и
минорные гаммы 2 – 3 знака и длинные арпеджио к ним каждой рукой отдельно.
Слайд 16Заключение
Изучение гамм, аккордов, арпеджио, этюдов, позволяет овладеть:
- основными формулами фортепианной
техники;
- познакомиться с ладо-тональной системой;
- освоить кварто-квинтовый круг тональностей;
-познакомиться с основными аппликатурными формулами;
- выработать пальцевую чёткость,
ровность и беглость.
Слайд 17Список литературы
Корыхалова Н. Играем гаммы. М., Музыка,1995
Либерман Е. «Работа над фортепианной
техникой» М., Музыка.1971
Маккиннон Л. «Игра наизусть» М., Музыка. 1971
Мартинсен К. «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли» М., 1966.
Мартисон К. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано» М., Музыка. 1977.
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» М., 1982.
Савшинский С. «Режим и гигиена работы пианиста» М. Музыка.1968.
Тимакин Е. Навыки координации в развитии. - М.: Сов. композитор, 1987.
Тимакин Е. Воспитание пианиста. - М.: Сов. композитор, 1989.
Фейнберг С. «Мастерство пианиста» М., 1978.
Фейнберг С. «Пианизм как искусство» М., 1969.