Слайд 1Работа с одаренными детьми в объединениях дополнительного образования.
Данилова Е.А. учитель музыки
и МХК
МБОУ «СОШ№26 пос. Новонежино»
Слайд 2В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой
рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
- ЗАЯВЛЕННАЯ ТЕМА ЗВУЧИТ КРАЙНЕ АКТУАЛЬНО. ВО ВСЕХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
УРОВНЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ ПОДДЕРЖКА "ТАЛАНТЛИВОГО РЕБЕНКА" ПРОВОЗГЛАШАЕТСЯ ПРИОРИТЕТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ.
- РАБОТАТЬ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НУЖНО, ТАК КАК ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ НАШЕЙ СТРАНЫ, ЕЁ ПРЕСТИЖ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ. МЫ ГОРДИМСЯ, КОГДА ВИДИМ НА ПЬЕДЕСТАЛЕ ЛУЧШИХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ, СПОРТСМЕНОВ, ПЕВЦОВ, МУЗЫКАНТОВ, ПРИ ЭТОМ СРАЗУ АССОЦИИРУЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ С РОССИЕЙ!
Слайд 4ФГОС ПРЕДЛАГАЕТ
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;
обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов
Слайд 5Цель :
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их
потенциальных возможностей.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Слайд 6Одарённые дети
дети с интеллектом выше среднего;
дети с высоким уровнем творческих способностей;
дети,
достигшие успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Слайд 7 Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 8НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
диагностика – изучение личности учащихся.
работа со способными и одаренными учащимися
, в творческих объединениях;
кружковая работа.
Слайд 9МЕТОДЫ РАБОТЫ
анкетирование, опрос;
собеседование;
тестирование;
анализ музыкальных произведений;
творческие работы;
проектный метод;
метод исследования проблемы.
Слайд 10ФОРМЫ РАБОТЫ
кружковая работа;
организация временных групп;
свободное самообразование;
проведение предметных недель;
дискуссии;
конкурсы и викторины;
Олимпиады ;
фестивали
детского творчества.
Слайд 11ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ
Комплекс музыкальных способностей
в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность
Слайд 12ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое и сольное пение);
Пластическое интонирование и
музыкально-ритмические движения;
Игра на музыкальных инструментах;
Инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес;
Освоение музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи;
Импровизации (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая);
Создание мини-сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах.
Слайд 13МЕТОД ВОКАЛОТЕРАПИЯ
В работе с учениками ,занятия повокалотерапии направлены на формирование оптимистического
настроения: исполнения жизнеутверждающих песен-формул,оптиместических детских песен,которые можно петь под фонограмму или аккомпонемент.
Слайд 17СКАЗКОТЕРАПИЯ
Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотеропия. Так, под определенный
характер музыки, дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок:
Волк и 7 козлят;
Где зимует лето;
Самая красивая
Слайд 20Герои из мультфильмов Шаинского В.
Слайд 22МУЗЫЦИРОВАНИЕ НА НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Использование народных музыкальных инструментов развивает: ритм,
музыкальный слух, способность к творческому развитию, вниманию.
Слайд 24СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ
ПЕНИЕ
1. Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы
и голосам животных).
Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.
Средний уровень – образная звукоимитация.
Низкий уровень – отказ.
2. Вопросно-ответные интонации.
Высокий уровень – использование 1-2 звуков.
Средний уровень – на одном звуке.
Низкий уровень – проговаривание ответа.
Слайд 25ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Изобразить на инструменте звуки окружающего мира
Высокий уровень
– тембровое соответствие.
Низкий уровень – тембровое несоответствие.
2) Выразительная импровизация.
Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.
Средний уровень – ритмическое разнообразие.
Низкий уровень – ритмическое однообразие.
Слайд 28РАБОТА СО СПОСОБНЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Разработан широкий спектр заданий, позволяющий при
работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности.
задания на развитие ладового чувства – музыкально-слуховых представлений – развитие чувства ритма;
музыкальнотерапевтические распевания на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания;
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся;
задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности.
Слайд 29ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
– создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп
(группы по подготовке к конкурсам, фестивалям, конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, то есть, исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации (Программы работы творческих объединений «Эстрадное пение» «Вокальное пение «Игра на музыкальных инструментах»)
Слайд 30ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
увлеченность;
триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя;
«тождество и контраст»;
интонационность;
опора на отечественную музыкальную культуру
Слайд 31РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
наличие учебной аудитории;
библиотечный фонд;
печатные пособия;
экранно-звуковые пособия;
учебно-практическое оборудование;
комплект звуковоспроизводящей аппаратуры;
компьютер;
медиапроектор.
Слайд 32КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Высокий уровень познавательного интереса к кружкам.
Отсутствие неуспевающих по предмету.
Учащиеся становятся
победителями и призерами Районных и Всеросийских, Международных конкурсов.
Слайд 35Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются –
в развитии своих талантов. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.
Слайд 36 «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Д.И. Менделеев.
Только творческий и увлеченный учитель может воспитать компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и стремления. Одаренные дети – золотой фонд общества.
Слайд 37 Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо
воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив.