Слайд 1ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»
Подготовила:
Черкасова Людмила Александровна
учитель музыки высшей категории
Применение технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся
на уроках музыки.
Слайд 2КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЭТО
мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью,
его характеризует
использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата
Халперн Д.
Слайд 3Из истории …
В западной педагогике одними из основоположников направления
«Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др.
В России эта технология развивается с 1997 г. при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации в рамках проекта Института «Открытое Общество».
Слайд 4Цель технологии
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но
и в обычной жизни :
Умение принимать взвешенные решения
Работать с информацией
Анализировать различные стороны явлений
Слайд 5Технология Развития Критического Мышления
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение
анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Слайд 7Прием «Ключевые слова»
Задание: определить тему урока
Ключевые слова: занавес, оркестровая яма, увертюра,
либретто, ария, дуэты, хоры…
Слайд 8«Кластеры»
Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое
может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Опера
композитор
Музыкальный театр
либретто
возникла
спектакль
Опера
музыкальный
драматический
Италия 16-17в
Россия
19в
Метрополитен опера Нью-Йорк
Мариинский театр Санкт-Петербург
Большой театр Москва
действия
сцены
картины
название
Э. Карузо
А. Нетребко
Слайд 10Прием «Синквейн» - короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
1строка - одно
ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное)
2 строка - два прилагательных, характеризующие данное понятие
3 строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы
4 строка - фраза, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней
5 строка - синоним ключевого слова ( одно слово существительное)
Слайд 11Ария Ярославны «Ах, плачу я»
1. Жена
2.Любящая, верная
3 Тоскует, ждет, плачет
4. Символ
победы духовного начала
5. Лада
Слайд 12Приём «Верные или неверные утверждения» или «Верно - неверно»
Вопросы:
Ария
- музыкальное произведение для хора.
Ансамбли - дуэт, трио, квартет.
В квартете обычно принимают участие два солиста.
Речитатив - вокальная речь.
Вся вокальная музыка в опере написана в стихотворной форме.
Ария может быть в опере музыкальной характеристикой главного героя
Опера- синтетический жанр, здесь происходит слияние всех видов искусства (музыки, литературы, театра, балета, живописи…)
Слайд 13Вывод
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках музыки:
способствует активизации мышления,
повышает мотивацию;
способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
заставляет учеников задумываться;
помогает активизировать работу всего класса.
Слайд 14Литература:
Баннов А.М. учимся думать вместе: (материалы для тренинга учителей) / А.М.
Баннов – М.:ИНТУИТ.РУ, 2007. – 136с.:ил.
Дьюи Д. Демократия и образование. — М., 2000. — С. 138
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
Загашее И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003.
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007.
ХаяпернД. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — С. 125— !26. 2 См.: Все произведения школьной программы в кратком изложении. XII — XIX ей. /сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова. - М., 2001.