Слайд 1МОУ Буреполомская СОШ
Применение игровых форм на уроках музыки
Автор работы: учитель
музыки Данченко Е.И.
2014 г.
Слайд 2Пояснительная записка
Гуманитарные тенденции в современной педагогике требуют особого отношения к урокам
искусства. Все настойчивее звучит мысль о том, что занятия музыкой, литературой, изобразительным творчеством должны, прежде всего, отвечать специфике самого предмета искусства, согласуясь с законами построения художественной действительности.
Вхождение в мир искусства возможно лишь через активную творческую деятельность. Перед педагогами встает задача найти такие методы, приемы, формы работы, которые бы соответствовали природе художественного творчества.
Слайд 3Цель и задачи работы:
Цель: определение эффективности использования игровых форм деятельности в
практике преподавания музыкального искусства.
Задачи:
раскрыть художественный потенциал игровой деятельности в контексте общего музыкального образования на основе философско-эстетических и психолого-педагогических концепций;
обоснование необходимости использования методов и организующих форм в практике преподавания уроков музыки.
Слайд 4Одной из форм организации учебного процесса часто выступает игра. Игра -
один из основных видов человеческой деятельности. Выдающийся нидерландский мыслитель ХХ века Й. Хейзинга утверждает, что понятие "человек играющий" (homo ludens) аналогично понятию " человек созидающий", и что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире.
Слайд 5Теоретические предпосылки использования игры в качестве формы художественной деятельности
эквивалент игры и
творчества;
творческий созидательный процесс;
игра – подготовительная ступень художественного развития ребенка;
игра – предэстетическая деятельность;
увлеченность процессом игры.
Слайд 6Общепедагогическое обоснование игры в структуре учебной деятельности
игра сугубо педагогическое средство. Сбор
нужной информации и принятие правильного решения обеспечивают учебный опыт учащихся. Познавательная активность стимулируется конкурентностью, соревновательным характером. Это игры типа "Брейн - ринга", "Что? Где? Когда?«;
в обучении в игре часто присутствует исследовательский рефлекс. Многие игры основаны на необходимости обнаружить ту или иную закономерность - "логические цепочки", "черный ящик«;
Слайд 7развивающие игры психологического характера - кроссворды, викторины, ребусы;
направленность музыкальных игр
на отработку конкретных навыков. Это – «Музыкальное эхо», «Живой рояль».
Слайд 8Аспекты игровых форм деятельности на уроке музыки
если учитель начинает «играть» на
уроках, то нужно это делать регулярно, чтобы превратить такую деятельность в постоянную практику, а не экзотическое явление, что, как правило, бывает, когда это делается в первый - второй раз;
не нужно объявлять ученикам: «А сейчас (сегодня) поиграем!» Еще не факт, что состоится именно игра, а неискусственно-натужное «сооружение» учителя, которое ученики вынуждены будут поддерживать... Это должно осуществляться как естественная часть урока искусства, как одна из форм работы.
Слайд 9Виды музыкальных игр
1. «Видимо-невидимо»
2. «Партитура чувств» («Волшебная палочка»)
3. «Звучит не
звучит» (живое не живое)
4. «Воздушное письмо».
5. «Знаки препинания»
6. «Рассказ по карточкам»
7. «Тело в деле»
8. «Превращение» (предмета, комнаты)
9. «Озвучиватель» иллюстраций, картины, диафильма (звукорежиссер)
Слайд 1010.Музыкальный КВН
11.Песенная перепалка
12.Музыкальная викторина
13.Музыкальные загадки
14.Музыкальные кроссворды
15.Угадайка
16.Музыкальный ринг
Слайд 11«Озвучиватель» иллюстраций, картины, диафильма (звукорежиссер)
Вариант I. Придумать звуки, шумы, соответствующие какому-либо
произведению изобразительного или литературного искусства.
17. «Превращение» (предмета, комнаты)
Во что прозвучавшая музыка может превратить, к примеру, классную комнату, кресло, книгу и т.д., и наоборот, во что эта скульптура может превратить музыку. Следует это либо изложить письменно, либо выразить в движениях, либо в цвете, линиях, зрительных образах.
Слайд 12Во что прозвучавшая музыка может превратить, к примеру, классную комнату, кресло,
книгу и т.д., и наоборот, во что эта скульптура может превратить музыку. Следует это либо изложить письменно, либо выразить в движениях, либо в цвете, линиях, зрительных образах.
Слайд 13
«Знаки препинания»
(«речь из цифр»: «тарабарский язык»: «сценки с междометиями»).
Какими известными
письменными знаками наиболее точно можно записать содержание музыки? Знаками препинания (!!!.... !!!.......... ?...?!!!....,...?...?!!!...., !!!.............. !!! …………. !!! ! ! ?-начало 5 симфонии Бетховена, записанное учащимися 7 класса). Возможны подобные записи в виде загадок какого-либо произведения. Полезно после отгадывания изменить знак препинания и проанализировать, к чему это приведет.
Можно провести диалог меду командами по поводу какого-либо общего дела на «тарабарском» языке или «речью цифрами», когда главным носителем смысла остается только интонация. Возможны загадки: исполнение таким образом известных всем стихов. Можно сочинить таким способом сюжет для музыки и затем проанализировать, какое произведение ближе всего по содержанию к данному замыслу.
Слайд 14Музыкальный кроссворд ’’Великие композиторы”
При решении кроссворда рекомендуется использовать для прослушивания музыкальные фрагменты из произведений композиторов.
Токката и фуга; рапсодия№2; вальс№7; Аве Мария; Лебеди; симфония№7; ария Кутузова; песня Варлаама