Презентация, доклад занятия на тему Образное и цветное восприятие тональностей

Содержание

Колорит мажора и минора. Ступени лада. Мажор и минор - молодые лады. Они утвердились к XVII векуМажор и минор – это два основных лада классической музыки, лады гомофонно-гармонического стиля, лады гармонического многоголосия с тоническим трезвучием (аккордом)

Слайд 1Презентация занятия по элементарной теории музыки

Образное и цветное восприятие
тональностей

Презентация занятия по элементарной теории музыки  Образное и цветное восприятие тональностей

Слайд 2Колорит мажора и минора. Ступени лада.
Мажор и минор - молодые лады.

Они утвердились к XVII веку
Мажор и минор – это два основных лада классической музыки, лады гомофонно-гармонического стиля, лады гармонического многоголосия с тоническим трезвучием (аккордом) в качестве устоя
Минор утвердился как красочно-выразительный антипод мажора.
В классической музыке эти два лада – одно из многочисленных проявлений двуединства (борьбы и единства противоположностей – философского закона диалектики).
Колорит мажора и минора. Ступени лада. Мажор и минор - молодые лады. Они утвердились к XVII векуМажор

Слайд 3О натуральных ладах. Общий колорит, характер звучания - следствие качественного состава

интервалов на I ступени звукоряда

Светлый, яркий
Все интервалы на I ступени
в мажоре, кроме чистых,
большие: б2, б3, б6, б7
МАЖОР
maggiore (ит.)
major (лат. больший)
Dur, от лат. durus – твердый.

Применение «чистой» мажорной диатоники может быть связано и с образами простоты и наивности детского мироощущения, и с образами возвышенности и чистоты, спокойно- эпической величавости

Мягкий, матовый, теневой
Все интервалы на I ступени
в миноре, кроме чистых, малые:
м3, м6, м7, (исключение-б2)
МИНОР
minore (ит.)
minor (лат. меньший)
Moll., от лат. mollis – мягкий.
Колорит натурального минора - средство создания большого круга образов: от суровых архаических до мягких печальных, ласковых душевных.


О натуральных ладах. Общий колорит, характер звучания - следствие качественного состава интервалов на I ступени звукорядаСветлый, яркийВсе

Слайд 4

Выбор тональности композитором является делом не случайным
В большой мере он

связан с ее выразительными возможностями
Выбор тональности композитором является делом не случайным В большой мере он связан с ее выразительными возможностями

Слайд 5Каждый  элемент  музыкального  языка:
  мелодический  рисунок,  лад,  гармония,  темп, 
метроритм,  динамика, 

тембр,  регистр,  фактура, 
исполнительские  штрихи  и  др., 
как  правило, 
вызывает  у  музыкантов 
определенные  ассоциации. 

Каждый  элемент  музыкального  языка:  мелодический  рисунок,  лад,  гармония,  темп,  метроритм,  динамика,  тембр,  регистр,  фактура,  исполнительские  штрихи  и 

Слайд 6Красочные свойства тональности - атрибут эмоционального фона музыкального произведения
Далеко не

всегда они в единстве с эмоциональным колоритом музыкального произведения,
однако
всегда присутствуют в его красочно-выразительном подтексте, в качестве эмоционального фона

Красочные свойства тональности  - атрибут эмоционального фона музыкального произведенияДалеко не всегда они в единстве с эмоциональным

Слайд 7Исследование Франсуа Огюста Геварта
Бельгийский музыковед и композитор Франсуа Огюст Геварт вывел

закономерность:

«Краска, свойственная мажорному наклонению, принимает оттенки светлые и блестящие в тонах с диезами, строгие и мрачные в тонах с бемолями…»

1828 - 1908

Исследование Франсуа Огюста ГевартаБельгийский музыковед и композитор Франсуа Огюст Геварт вывел закономерность: «Краска, свойственная мажорному наклонению, принимает

Слайд 8«До – Соль – Ре - Ля мажор и т.д. –

все светлее и светлее. До – Фа - Си-бемоль – Ми-бемоль мажор и т.д. – все мрачнее и мрачнее». «Как только мы дойдем до тона Фа-диез мажор (6 диезов), восхождение прекращается.

Блеск тонов с диезами, доведенный до жесткости, внезапно стирается и посредством незаметного переливания оттенков отождествляется с мрачной краской тона Соль-бемоль мажор (6 бемолей)», что создает подобие замкнутого круга:

«До – Соль – Ре - Ля мажор и т.д. – все светлее и светлее. До –

Слайд 9Анализ образной выразительности круга мажорных тональностей(Ф.О.Геварт)

Анализ образной выразительности круга мажорных тональностей(Ф.О.Геварт)

Слайд 10Анализ образной выразительности круга минорных тональностей( Н.Л. Вашкевич)
ля минор -легкий
ми

минор - светлый
си минор - скорбный
фа-диез минор -взволнованный
до-диез минор - элегический
соль-диез минор - напряженный
ре-диез - «высокая тональность»***
ми-бемоль минор - суровый
си-бемоль минор - сумрачный
фа минор -печальный
до минор - патетический
соль минор -поэтический
ре минор -мужественный

Анализ образной выразительности круга минорных тональностей( Н.Л. Вашкевич) 			ля минор -легкий			ми минор - светлый			си минор - скорбный			фа-диез

Слайд 11Я. Мильштейн о тональности ре-диез минор
Ре-диез минор, «весьма редкая и неудобная

для исполнения» , « высокая тональность»…

В этом многозначном определении и неудобство для исполнения, психологическая и физиологическая напряженность интонирования для струнников и вокалистов, и нечто возвышенное, и что-то жесткое


Я. Мильштейн о тональности ре-диез минор	Ре-диез минор, «весьма редкая и неудобная для исполнения» , « высокая тональность»…

Слайд 12Об одноименных тональностях
Выразительность минорных тональностей находится в прямой зависимости от одноименных

мажорных тональностей.
Минор есть смягченный, затемненный (подобно свету и тени) вариант одноименного мажора

Об одноименных тональностяхВыразительность минорных тональностей находится в прямой зависимости от одноименных мажорных тональностей. Минор есть смягченный, затемненный

Слайд 13Барокко
Ре мажор для композиторов эпохи барокко, в том числе и для

И.С. Баха, была центральной для передачи торжества, праздника и радости
Ре минор, ми минор, си минор тесно связаны с трагическими образами

Классицизм

Ре мажор продолжает восприниматься светлым и жизнеутверждающим началом
Ре минор В.А. Моцарт и
Л. Ван Бетховен возвели до уровня сакральной, космологической, так значительно и щедро обогатив ее возможности
До минор активно вошел
в круг мрачно-патетических тональностей( до минор и до-диез минор в музыке Л. Ван Бетховена приобрели явный трагический оттенок )






БароккоРе мажор для композиторов эпохи барокко, в том числе и для И.С. Баха, была центральной для передачи

Слайд 14Классицизм
Фа мажор и Ми-бемоль мажор воплощают пасторальные идиллические образы
Романтизм
Ми мажор

и Ля мажор, так называемые «весенние» тональности, «транслирующие» типичные для эпохи образы пробуждения, света и идиллического счастья нашли
широкое применение
Ре-бемоль мажор стала средоточием радости, торжества, светлых и восторженных эмоций
Си-бемоль минор и си минор выдвигаются в качестве трагических тональностей
КлассицизмФа мажор и Ми-бемоль мажор  воплощают пасторальные идиллические образыРомантизмМи мажор и Ля мажор, так называемые «весенние»

Слайд 15Символика тональности
Г.Г. Нейгауз в книге «Об искусстве фортепианной игры» пишет: «Мне

кажется, что тональности, в которых написаны те или другие произведения, далеко не случайны, что они исторически обоснованы, естественно развивались, повинуясь скрытым эстетическим законам, приобрели свою символику, свой смысл, свое выражение, свое значение, свою направленность»
Символика тональностиГ.Г. Нейгауз в книге «Об искусстве фортепианной игры» пишет: «Мне кажется, что тональности, в которых написаны

Слайд 16Ссылки на литературу и интернет-источники
Вашкевич Н.Л. «Семантика музыкальной речи»
http://sibac.info/conf/philolog/lv/43867

Ссылки на литературу и интернет-источникиВашкевич Н.Л. «Семантика музыкальной речи»http://sibac.info/conf/philolog/lv/43867

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть