Слайд 1Музей вальса. История жанра
© Киселева Галина Викторовна, преподаватель Чебоксарское музыкальное
училище им. Ф.П.Павлова
Слайд 2Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 3История
вальса
Зал № 1
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 4Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Праздник в чешской
деревне. Это
сельский оркестр, в котором играют
скрипка, флейта, кларнет,
волынка, контрабас -
исполняют танцевальные
мелодии
Слайд 5Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Один танец
сменяет другой: скочна,
соуседска, полька.
А танец Матеник –
значит «путаница», пары
танцоров исполняют
забавные коленца и
выкрутасы, да и
звучит музыкальная
путаница, перебивы
трехдольного движения
двухдольным
Слайд 6Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Одна из
разновидностей матеника –
фуриант (что значит «франт»,
«гордец»). Вначале этот танец имел
юмористический характер. В
дальнейшем этот танец утратил
черты пародийности, в характере
его исполнения теперь
акцентируется горделивый задор
Слайд 7Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Именно так использовал фуриант в
«Славянских танцах» Антонин Дворжак – как выражение гордости и молодечества.
Но важно отметить, что в народных мелодиях фуриантах, как и в фуриантах Дворжака, есть много эпизодов музыки характерно вальсового строения. Фуриант – один из
истоков будущего вальса
Слайд 8Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Праздник во французской деревне: молодежь
танцует популярный танец вольт. Он зародился в Италии, но особое распространение получил
во Франции. Танцуют вольт парами, с вращением на месте, с различными поворотами (итальянское «вольтаре» означает «поворачивать») одного из танцующих вокруг другого. В музыке вольта звучат
предвестники вальса
Слайд 9Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Народный праздник
в австрийской деревне в области Ландль. Здесь самый любимый танец – лендлер. Кавалер, выбравший девушку, выводил ее на круг, вращал вокруг себя, и оба продвигались по кругу за другими парами. Лендлер, самый близкий к вальсу из его предшественников, именовался по названию местностей. «Тирольский танец», «штирийский», «немецкий танец», либо «роллер» и, наконец «вальцер», что значит «вертящийся»
Слайд 10Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Вальс родился из многих танцев
разных народов Европы.
Это произошло в 70-х годах XVIII века
Слайд 11Первые шаги вальса
Зал №2
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 12Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Вальс – танец
трехдольный,
в его
подвижной
мелодии
одна, две или три ноты. В гармонии
на протяжении
двух, четырех и даже
восьми тактов
повторяется
неизменная формула
аккомпанемента
«бас - аккорд - аккорд»
Слайд 13Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
В вальсе подчеркивается
только первая
доля; то есть
басовая нота словно
снимает тяжесть с
«привешенных» к ней двух
последующих аккордов.
Все это сообщает музыке
вальса живость, придает
легкость и стремительность
его вращательным и
скользящим движениям
Слайд 14Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 15De Lyamine, Alexei – современный русский художник
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное
училище
Дама и кавалер – одна танцующая пара, кружащаяся в едином довольно сложном движении. Вальсирующая пара вращается «вокруг» себя и стремительно несется по «орбите танцевального зала»
Слайд 16Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Одно из самых
первых описаний вальса в художественной литературе дал Иоганн Гете в своем романе «Страдание юного Вертера», написанном в 1774 году
Слайд 17Вальс на сцене оперного театра Вены конца XVIII века
Киселева Галина Викторовна,
Чебоксарское музыкальное училище
Зал № 3
Слайд 18Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
В 1787 году общество,
заботящееся
о развитии
оперного театра в Вене,
объявило конкурс на
лучшую оперу, которая
смогла бы понравиться
слушателям и поправить
материальные дела
театра. Среди соискателей
был и Моцарт, который
представил на конкурс
оперу
«Свадьба Фигаро»
Слайд 19Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Увы, этот шедевр В.А.Моцарта не
взволновал в то время почтенных
членов жюри
Слайд 20Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Зато их
покорила опера «Редкая вещь» испанского композитора
Мартин – и – Солера,
особенно финал II действия, когда четыре героини танцевали под музыку вальса
Слайд 21Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Любопытно, что Мартин-и-Солер в течение
18 лет (1788 - 1806) служил при российском императорском дворе, куда был приглашен уже знаменитым композитором. Он был придворным капельмейстером, композитором и педагогом.
В те годы русская опера как жанр классической музыки еще делала первые шаги. И испанец, признанный мастер жанра оперы-буфф, великолепно воплотил свой дар в "Федуле".
Мартин-и-Солер похоронен в Петербурге, в лютеранской части Смоленского кладбища
Слайд 22пути
признания вальса
Зал № 4
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 23Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Аристократической и
буржуазной среде многое
в
новом танце казалось
неприемлемым. Против вальса
были официальные и
неофициальные
выступления. Например:
В Вене в первое десятилетие
XIX века запрещалось танцевать
вальс больше 10 минут.
Джордж Байрон написал
шуточную поэму «Вальс»,
высмеивая танец вальс, который
уже начинал входить в моду.
В 1816 году лондонская газета
«Таймс» в отчете об очередном
бале в королевском дворце
сетовала на то, что туда был
допущен новый «чувственный и
непристойный танец» вальс
Слайд 24Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
На балах, которые давались во
дворцах немецких кайзеров, вальс был под
запретом на протяжении почти всего XIX века. Запрет снял кайзер Вильгельм II
при вступлении на престол в 1888 году. В России вальс тоже подвергался
гонениям. Его невзлюбила Екатерина II, а при Павле I опубликовали
полицейское предписание, запрещавшего «употребление пляски, вальсеном
именуемым»
Слайд 25Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
XIX век прошел под символом
вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества. Он проник
во многие жанры профессиональной музыки - оперу, балет, симфонию, сюиту, музыка вальса
приобрела самостоятельное концертное значение. Вальс оказал существенное влияние на
развитие европейской музыки XIX и XX веков
Слайд 26Первый концертный вальс
Зал №5
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 27Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Как приглашают на танец?
В
разные эпохи, у разных народов, в разных общественных кругах – и ныне существует свой особый этикет и ритуал. Но одно правило почти универсально и всё еще современно - кавалер приглашает даму.
Оригинальный музыкальный ответ на этот же вопрос дал немецкий композитор Карл Мария Вебер в произведении, которое так и называется: «Приглашение к танцу». Эта блестящая концертная фортепианная пьеса, написанная в 1819 году, до сих пор входит в репертуар пианистов
композитор Карл Мария Вебер
Слайд 28Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
«Приглашение к танцу» -
это
большой развитый
вальс, точнее гирлянда
различных по настроению
вальсовых эпизодов:
громких, бравурных,
блестящих – и лирических,
утончено – изящных,
капризных и прихотливых.
Музыка Вебера отражает все
богатство па и вальсовых
фигур. Все разнообразные
эпизоды танца группируются
в несколько больших
разделов
К.М.Вебер
Слайд 29Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 30Король вальса
Зал № 6
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 31Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Иоганн Штраус! Стоит произнести эти
два слова, как наше воображение рисует прекрасный
город Вену, раскинувшийся на берегах Дуная, а слух начинает улавливать звуки вальса. 15
октября 1844 года на улицах Вены можно было увидеть афиши следующего содержания:
Слайд 32Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
«Приглашение на
танцевальный вечер,
который
состоится
в казино Доммайера.
Иоганн Штраус (сын) будет
иметь честь впервые
выступить со своей
капеллой.
Помимо различных увертюр и оперных фрагментов он
исполнит и свои собственные
произведения. При этом Иоганн Штраус (сын) рассчитывает на доброжелательность и
покровительство уважаемой
публики»
Слайд 33Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Главное творческое
открытие, сделанное
Иоганном
Штраусом – сыном, заключается в том,
что он симфонизировал
вальс.
Его вальсовые
партитуры – подлинные
симфонические полотна
Слайд 34Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Philippe Jacques Linder, Waltz at
the Bal Mabille
Слайд 35Штрауса не зря называли
«королем вальсов». За свою жизнь
он их
сочинил около 170, да еще
более 200 полек, кадрилей,
мазурок, маршей, оперетт и т. д.
Мест, связанных с жизнью
композитора, в Вене множество. В
городском парке Иоганну Штраусу
установлен золотой памятник.
Очень интересный памятник
установлен на его могиле
на Центральном кладбище Вены, на
нем скульптор умудрился
разместить персонажей многих
произведений композитора.
Даже на фото видно, что над
головой маэстро примостилась
летучая мышь
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 36Королю вальсов
Рассыпав ноты звездной
роскошью,
Смычки над деками
взвились,
И оттого над невской россошью
Вспорхнули звуки вальса ввысь…
Послушны вам сопрано скрипок
И мягких альтов голоса,
А строй виолончелей гибок,
Как семицветья полоса.
Ах, Штраус, — баловень Фортуны,
Ты так игриво многолик!
Нам вальсов трепетные руны
Доносят то, как ты велик!
Владимир Иванов
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 37Русский вальс
Зал № 7
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 38Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Прекрасным памятником дней
поэтической влюбленности
композитора Михаила Глинки,
является «Вальс – фантазия»,
сочиненный в 1839 году как пьеса
для фортепиано.
В художественных образах
произведения нашли отражение
привлекательный облик Екатерины
Керн и чувства поэтической
увлеченности, владевшие в молодые
годы Глинкой. Однако значение «Вальса – фантазии», этой лирической страницы
в дневнике композитора, неизменно
шире – чувства и настроения, в нем
выраженные, характерны не только для людей глинкинской эпохи, они волнуют нас и сегодня
Слайд 39Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
В доме одной из своих
сестер Глинка
встретил молодую девушку, которая
привлекла его внимание. Это была
дочь Анны Петровны Керн –
Екатерина Ермолаевна. Она не была
красавица, но её бледное, всегда
немного печальное лицо и особенно
выразительные глаза говорили об
уме, чуткости и душевной красоте
Глинка полюбил эту девушку и эта
любовь стала для него источником
радости и вдохновения. Екатерине
Керн Глинка посвятил свой "Вальс –
фантазию", скрыв от посторонних
глаз это посвящение
Слайд 40Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Мелодия этого вальса была такой
же певучей, гибкой, как мелодии
лучших романсов Глинки, в ней слышался нежный и страстный призыв
любви. А легкий, трепетный и причудливый ритм вальса как будто
рисовал прелестный облик девушки, его воздушную походку, ее
быстрые и легкие движения
Слайд 41Princess Hildegarde (Gretchen) playing the piano by Harrison Fisher
Киселева Галина Викторовна,
Чебоксарское музыкальное училище
Это был замечательный
портрет нарисованный
звуками
Памятью об этой встрече
остался и вдохновенный
романс "Я помню чудное
мгновенье" на стихи
А.С. Пушкина , в свое
время посвященные
Анне Петровне Керн
Слайд 42Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Глинке не довелось услышать
в оркестровом звучании «Вальс – фантазию» в его последней редакции. Работа была завершена композитором в марте 1856 года, в апреле он уехал в Берлин, где через несколько месяцев и умер. Между тем с 1856 года в Павловске десять лет подряд проводил летние сезоны Иоганн Штраус, любивший музыку Глинки, много исполнявший его произведения, и особенно охотно – «Вальс – фантазию»
Слайд 43Секрет вечной юности вальса
Зал №8
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 44Я ПОМНЮ ВАЛЬСА ЗВУК ПРЕЛЕСТНЫЙ...
Я помню вальса звук прелестный.
Весенней ночью, в
поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!
Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат...
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс!
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 45Не выпускай моей ладони -
Объявлен вальс, объявлен вальс.
Пусть в звуках
музыки утонет
Все то, что огорчало нас
Последним танцем в этот вечер
Объявлен вальс, ты слышишь, вальс!
Но я хочу, чтоб длилась вечно
Его божественная власть
Петр Давыдов
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 46
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Аудио-ресурсы:
Слайд № 7-10 Антонин Дворжак
«Славянский танец»
Слайд № 11-30 Фредерик Шопен
Вальс C-dur
Слайд № 38-42 Михаил Глинка
«Вальс-фантазия»
Слайд № 43-48 «Я помню вальса звук
прелестный», сл. Листова, муз.
исп. Дмитрий Хворостовский
Слайд 47
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Библиография
Школьников Л. П. Рассказы о
танцах. -М.: Советская Россия, 1966.
Мейлих Е.И. Иоганн Штраус. Из истории венского вальса. -М.: Музыка,1969.
Ауэрбах Л. Рассказы о вальсе. -М.: Музыка, 1975.
Керн А. П. Воспоминания. –М.: Музыка, 1974.
Глинка М.И. Записки. -М.: Музыка, 1953.
Журнал «Музыкальная жизнь» № 21, 1985.
Слайд 48Интернет-ресурсы
Слайд № 14, 25, 30, 43, 44 - история вальса http://blog.i.ua/community/1799/508514
Слайд № 22 http://dancy-jam.net/articles/709
Слайд № 47 http://www.liveinternet.ru/tags/%EE%F1%E5%ED%ED%E8%E9+%E2%E0%EB%FC%F1
Слайд № 49 http://www.chitalnya.ru/work/308938
Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Слайд 49Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище
Благодарим за внимание