Слайд 1Разработка учебных
программ по предмету «Музыка» в 5-8 классах
учителя музыки первой
квалификационной категории
Шило Марины Валериевны
МБОУ СОШ «Солнечная»
г. Солнечногорск
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Введение: актуальность, цель, задачи.
Методологическая основа ФГОС
Фундаментальное ядро музыкального образования
Содержание музыкального образования
и воспитания
Основные направления Примерной программы основного общего образования
Технологии музыкального обучения
Планируемые результаты
Программное содержание курса
Выводы
Список использованных источников
Слайд 3Введение
Актуальность темы определяется потребностью создания рабочих программ
по музыке , в свете новых Примерных программ основного общего образования
Цель обеспечение соответствия рабочей образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
Задачи: обосновать теоретическую составляющую тематики стажировки в соответствии с требованиями ФГОС ООО по предмету «Музыка».
- соблюдение принципов проектирования программ художественно-эстетической направленности.
- обеспечение связи между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП
Слайд 4Системно-деятельностный подход –методологическая основа ФГОС предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Слайд 5
Целевой раздел программы предполагает на базовом уровне, что
Слайд 7Фундаментальное ядро музыкального образования
Базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных,
социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
Основные элементы научного знания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
универсальные учебные действия (далее – УУД) личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные – на формирование которых направлен образовательный процесс;
планируемые результаты – личностные, метапредметные, предметные
Слайд 8Содержание музыкального образования и воспитания
базируется на четырех пластах музыкальной культуры, которые
находят свое вариативное преломление в содержании рабочих программ для основной школы авторского коллектива под руководством Г.П. Сергеевой (издательство «Просвещение»):
Музыкальная традиционная культура (фольклор)
Музыка религиозной традиции.
Шедевры, «золотой фонд» музыкальной классики (русской и зарубежной).
Современная (академическая и популярная) музыка.
Слайд 9
Основные направления Примерной программы основного общего образования:
Музыка как вид искусства.
Народное
музыкальное творчество.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Современная музыкальная жизнь.
Значение музыки в жизни человека.
Слайд 10Технологии музыкального обучения
технологии развития процессов восприятия музыки и размышления о ней;
технологии формирования певческой культуры учащихся;
технологии детского музицирования;
технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся;
технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся;
технологии здоровьесбережения и арттерапевтической направленности урока;
информационно-коммуникационные технологии;
технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников;
технологии проектирования урока музыки как урока искусства;
технологии использования содержания УМК в проектировании воспитательной системы школы.
Технологическая основа предмета «Музыка» вариативна по своей сути и дает возможность педагогам применять известные им частные авторские методики обучения музыке в зависимости от степени владения ими (Л. Е. Виноградов, В. В. Емельянов, Д. Е. Огороднов, А. А. Пиличяускас, Г. А. Струве, А. Н. Стрельникова и др.).
Слайд 11
Структура планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Слайд 12Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений.
Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Слайд 13Народное музыкальное творчество
Фольклор как часть общей культуры народа. Устное народное музыкальное
творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.
Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.
Слайд 14Русская музыка от эпохи средневековья
до рубежа XIX-ХХ вв.
Духовная музыка в
эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Духовная и светская музыкальная культура второй половины ХI—ХУIII вв. Основные жанры профессиональной музыки; кант; партесный концерт; хоровой концерт.
Музыкальная культура XIX в.: формирование русской классической школы. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке. Особенности проявления, романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность, как характерные особенности русской классической школы.
Жанры светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.
Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия.
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
Слайд 15Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка западноевропейской
традиции: григорианский хорал.
Особенности музыки эпохи Возрождения и барокко. Творчество И. С. Баха (прелюдия, фуга, месса).
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы (И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л.Ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX в. (Ж. Визе, Дж. Верди). Образцы духовной музыки: реквием.
Слайд 16Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Стилевое многообразие музыки (импрессионизм,
неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз (Л. Армстронг, Л. Утесов). Спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Дж. Гершвин).
Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия (И. О. Дунаевский, А. В. Александров).
Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера «Иисус Христос- суперзвезда»). Мюзикл («Юнона и Авось», «Кошки», «Призрак оперы»).
Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления.
Слайд 17Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом:
концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Выдающиеся музыкальные коллективы: Русский народный академический хор имени М. Е. Пятницкого, Русский народный академический оркестр имени Н. П. Осипова, Кубанский казачий хор, хор мужского Сретенского монастыря, Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии.
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Слайд 18Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и
жизненной правды. Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В. А. Моцарта, Дж. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И. С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»), войны и мира (Д. Д. Шостакович, Г. Малер, Д. Б. Кабалевский), личности и общества (Л. ван Бетховен, А. И. Хачатурян, А. Г. Шнитке), внутренних противоречий в душе человека (М. П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Слайд 19
Выводы
Современная отечественная педагогика стремительно развивается, модернизируя и применяя новые инновационные педагогические
технологии, направленные на личностно ориентированный уровень обучения. Обращается к духовно-нравственным традициям, предполагающим обращение к внутреннему миру учащихся, учету их индивидуальных способностей и интересов в процессе интегративного образования в формировании духовно-нравственной личности. Интегративным результатом выполнения требований основной образовательной программы образовательной организации является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, обучающихся.
Слайд 20Литература
Новые примерные образовательные программы основного общего образования апрель 2015г.
Музыкальное образование в
современном культурном пространстве аrt-education.ru
Освоение технологий преподавания музыки в последипомном образовании http://cyberleninka.ru
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. Культовая музыка в. Т. : Синодальный хор и училище церковного пения
Сайт Чуб О.В. Теоретические труды http://chubolga.ru,