Слайд 1Хоровое искусство
(кантата, оратория)
6 класс
1 четверть
Клёстер Элина Гавильдовна
Учитель музыки высшей категории
г Кокшетау
Слайд 2Цели и задачи
Закрепить понятия - многоголосье, унисон, смешанный хор, сводный хор,
солист, дуэт, трио, квартет, квинтет. Оратория, кантата.
История развития хорового искусства в Казахстане
Слушание: Оратория «Голос веков» С. Мухамеджанова (фрагм)
Исполнение и повторение песенного репертуара
Слайд 3Жанры вокальной музыки
Сольно-вокальные
жанры:
песня,
романс,
баллада,
ария,
элегия,
серенада,
баркарола,
вокальный цикл
Хоровые жанры:
хоровая
миниатюра,
хоровой
цикл,
кантата,
оратория,
произведения
литургического
характера
Слайд 4ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ
Слайд 5Повторение
В чем заключаются жанровые признаки песни?
Песни подразделяются на
народные
и профессиональные.
Песни отличаются
по жанрам, складу, тематике.
Песня может исполняться
как одним певцом, так и хором.
Песни поют с
инструментальным сопровождением, и без него (a cappellа)
Слайд 6Повторение
2. В чем заключаются жанровые признаки романса?
содержание романса
всегда лирично;
текст посвящен
какому-либо переживанию(обычно любовному);
мелодия
сложнее, тесно связана со стихом, нет куплетно-припевных повторов.
Слайд 7Назовите популярных
народно – профессиональных певцов
Ахан -сері,
Балуан-Шолак,
Біржан -сал
Сеггіз -сері,
Шашубай Кошкарбаев
Слайд 8Назовите популярные песни и романсы
Латиф Хамиди «Казахский вальс»
Абай
Слайд 9Хоровые жанры:
Хор (др.-греч. χορός — толпа)
— пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Слайд 10Виды хоров
Смешанный хор — состоит из женских и мужских голосов. Женские
голоса - партии сопрано и альтов, мужские голоса - партии теноров и басов.
«Голос веков» Г. Абдинуров
Хор мальчиков и юношей — состоит из тех же 4 основных партий, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов исполняются мужчинами;
Мужской хор «Шутка» Бах
Женский хор
Детский хор «Do ri me»
Слайд 11Хоровой словарь
Многоголосье - музыка, основанная на одновременном сочетании в муз. произведении
нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Унисон - одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты[
Солист - исполнение лидирующих партий (вокальных или инструментальных) в ансамбле или оркестре;
Дуэт - сочинение для двух голосов с инструментальным сопровождение
Трио - сочинение для трех голосов
Квартет - сочинение для четырех голосов
Квинтет - сочинение для пяти голосов
Слайд 12Хоры по манере пения
академические хоры — поющие в академической манере. Академическая
манера пения основана на принципах опыта оперного и камерного жанров
«Той бастар»
народные хоры — поющие в народной манере. Признаками народных хоров являются: опора на местную традицию бытового народного пения; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
«Хуун хуур Ту» горловое пение и славянский хор
Слайд 13Кантата
Кантата (от итал. петь) – большое вокально
– симфоническое произведение торжественного или лиро-эпического склада.
Кантата состоит из нескольких частей, но ей присущ небольшой размер и однородность содержания (выражается одна тема)
Для солиста, хора и симфонического оркестра.
Кантата Е.Брусиловского «Мой Казахстан»
Кантата С.Танеев «Иоан Дамаскин»
Слайд 14Оратория
Оратория - Вокально – крупное музыкальное произведение для певцов (солистов)
хора и симфонического оркестра.
Вокально-симфоническое произведение из многих частей. В ней чередуются хоровые эпизоды, симфонические фрагменты и вокальные номера – арии, ансамбли, речитативы.
Писались обычно на драматический и исторический сюжеты.
«Голос веков» С. Мухаметжанов
Слайд 15Хоровой жанр в Казахстане
Впервые жанр кантаты появился в послевоенные голы/1947/ кантата
Е.Брусиловского «Мой Казахстан»
Появление жанра оратории относится к 60-годам. Это первые оратории «Заря над степью» Г.Жубановой и «Голос веков» С.Мухамеджанова.
Не все оратории и кантаты равнозначные. Некоторые из них стали событиями в музыкальной культуре республики. Содержание ораторий и кантат охватывает большой круг тем. В основном это эпохальные, героические события в жизни страны, а также судьбы отдельных героических личностей.
Слайд 16Хоровая поэма
В 50 г. Композиторы Казахстана впервые создают циклические произведения для
хора хоровая сюита и хоровая поэма. Одним из первых в жанре хоровой сюиты был Б.Байкадамов «Детская сюита»/1953/ «Мы любим Родину»/1953/, «Мы за мир».
К.Кужамьяров в 1968г пишет хоровую поэму «Думы об Алатау» для 8 – голосного хора а капелла. К основному хору добавлен хор малого состава для эффекта «эхо».В произведении дается образ вечно прекрасной природы – величественные горы погруженные во мрак, являющиеся немыми свидетелями бурных исторических событий и хранящие их тайны.
Слайд 17Сыдых Мухамеджанов 1924
Советский композитор и музыкально-общественный деятель.
Нар. арт. Казах. ССР
(1967).
В 1950 окончил теоретико-композиторское отделение Алма-Атинского муз. училища, в 1957 - Институт искусств им. Курмангазы (класс композиции Е. Г. Брусиловского).
В 1953-68 худ. рук. Казах. радио, директор и худ. рук. Казах. филармонии им. Джамбула.
Директор Казах. театра оперы и балета. (1974).
Слайд 18Оратория "Голос веков"
первая казахская эпическая оратория на стихи Куандыка Шангитбаева
(1960)
Состоит из 8 частей:
I часть «Баллада жырау»
II часть «Нашествие»
III часть «Годы великого бедствия»
VI часть «Молодой казах»
VII часть «Праздник труда»
Слайд 19«Елимай» каз нар песня
Тематика II ч. «Нашествие» и
III ч. «Годы великого бедствия» строится на народной песне «Елимай» в которой говорится о джунгарском нашествии
Оратория "Голос веков"
Слайд 20Творчетсво:
Оперы 3 - Айсулу (1964), Жумбак-кыз (1971);
вокально-симфонические произведения -
Поэма о Ленине (1962), Кантата о Ленине (1964);
Для симфонич. оркестра - симфония Буря (1968);
Для оркестра казах. нар. инструментов - Родина радости (1973);
Оратория Голос веков (I960);
Кантата для хора a capellа Времена года (1975);
Песни и романсы - цикл песен на слова Абая и др.;
Музыка к спектаклям драматич. театра и др.; музыка к кинофильмам «Мать и сын» (1955), «Перекрёсток» (1963), «Альдар-Косе» (1965).
Слайд 21Домашнее задание
С. 61-65 учебника
Составить сканворд по теме хоровое искусство