Слайд 2
Дата 12 февраля 1924 года стала
знаменательной для музыкальной жизни США.
В этот день в концертном зале Иоулиэн-холл состоялась премьера «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина в исполнении автора. Пестрая публика, состоявшаяся из любителей музыки, критиков, композиторов, певцов, звёзд джаза и музыкальной комедии, была в восторге от нового произведения Гершвина, а критика – единодушной: «Рапсодия» – блестящее творение, а исполнение – восхитительно.
Слайд 3.
Джордж Гершвин - первый композитор США, завоевавший мировое признание.
Слайд 4 Начало его творческой деятельности совпало с порой расцвета
раннего джаза, представленного блюзом, фортепианным регтаймом, диксилендом.
Гершвин был самоучкой, поскольку систематического образования не получил (ни музыкального, ни общего). Это тяготило его всю жизнь. Даже став знаменитостью, он не стеснялся брать уроки у известных музыкантов своего времени. Консерваторскую школу Гершвину заменила демократическая среда Нью-Йорка: народные напевы и инструментальные импровизации негритянских кварталов Гарлема. Он «проснулся знаменитым» после премьеры своей «Рапсодии в блюзовых тонах».
Слайд 5 «Рапсодия» выявила яркость и оригинальность композиторского дарования Гершвина. В
ее музыке воплотилась самобытная красота раннего джаза.
По жанровым признакам Рапсодия приближается к фортепианному концерту, построенному на на контрастном сопоставлении нескольких разделов. В «Рапсодии» 3 основные темы. 1-2 темы - близки блюзовым напевам, в 3 - четко вырисовывается ритм регтайма. Вся музыка «Рапсодии» Гершвина, с самых первых звуков, окрашена блюзовым ладом,
типичным для негритянских народных напевов.
Слайд 6«Те, кто хоть раз слышал Гершвина в "Рапсодии в стиле блюз",
тот никогда этого не забудет. Разлетавшийся по залу блеск, виртуозность и точность ритма в его игре были невероятны, уверенность и легкость – еще более невероятны… он "заводил" оркестр и публику, буквально "сдвигая их с места" и это просто наэлектризовывало воздух».
Слайд 10
Впоследствии «Рапсодия в стиле блюз»
оказалась наиболее часто исполняемым во всем мире произведением, написанным американским композитором, стала визитной карточкой Гершвина. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического и джазового направлений.
Слайд 11 Тема Рапсодии, не теряя родства с джазовой музыкой, представляются
нам как сгусток упругой энергии, как и в сонатной форме. В музыке есть движение, широта, дыхание, устремленность к кульминации. Джаз был поднят на новый уровень, и он вошел в мировую симфоническую музыку как симфоджаз.
О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна!
Слайд 12 слово «blue» в английском языке имеет несколько значений.
Это и лирическая песня (блюз) и цвет (голубой). Есть также и другие смысловые оттенки: голубой цвет- цвет грусти, печали.
а ведь именно эти настроения типичны для блюзов!