Слайд 3СИМФОНИЯ № 40
Точное количество написанных Моцартом симфоний установить нельзя, многие из
них, написанные в юношеские годы, утеряны навсегда (приблизительное число около 50). Но в миноре звучит только Сороковая.
Слайд 4
Отзовись!
Отзовись!
Отзовись
же!
Я к Тебе свой полёт направляю.
Это жизнь.
Это жизнь!
Ближе. Ближе! Прорываюсь меж адом и раем.
Слайд 6 Симфония №40 была написана в числе трёх больших симфоний
летом 1788 года. В 1791, незадолго до своей смерти, композитор создал её вторую редакцию. В симфонии 4 части.
1. Molto allegro
2. Andante
3. Menuetto — Trio
4. Allegro assai
Слайд 7
Первая и Четвертая части — арена для
борьбы души со злым роком, с царством мрака.
Вторая часть — мысленная дорога в царство прекрасного, разума и света.
Третья — парад тёмных сил и, по контрасту к нему — светлая пастораль, «деревенский оркестр».
Слайд 8 В этой симфонии Вольфганг впервые позволяет себе общаться со
слушателем, он искренне повествует «без лишних слов» и даже где-то интимно исповедуется.
Слайд 9Симфония имеет традиционную для того времени 4-х частную форму, однако у
нее отсутствует вступление, 1 часть начинается сразу с главной партии, что совершенно не характерно для канона того времени. Мелодия главной партии – наиболее популярный мотив во всем мире, своего рода визитная карточка композитора.
Слайд 10 Полная тревожной смены настроений и тем, контрастов и слияний, симфония
рассказывает о глубоких личных переживаниях человека, поэтому неизменно находит отклик в душе каждого слушателя. При этом остается общий деликатный и галантный стиль, соответствующий тому веку.
Слайд 11Побочная партия, вопреки традициям, не выступает резким контрастом, но звучит более
томно, загадочно и светло (благодаря мажору). Общее звучание становится даже мрачным, напоминания крушение надежд, несбыточность порывов, безутешность страданий.
Слайд 12Вторая часть, словно затишье после бури, исполняется в неторопливом темпе (andante),
спокойно-созерцательного характера. Наступает умиротворение, мелодия становится напевной, контрастов уже нет. Звучание символизирует свет и разум.
Слайд 13Несмотря на название 3-й части – Menuetto («Менуэт»), это совсем не
танец. Трехдольный размер, скорее, подчеркивает маршевость и суровость звучания. Жесткое настойчивое повторение ритмической фигуры внушает тревогу и страх. Словно непреодолимая сверхсила, холодная и бездушная, грозит карой.
Слайд 14Финальная 4-я часть («Allegro assai») написана в сонатной форме. Абсолютное преобладание
главной темы, исполняемой в быстром темпе, словно сметает на своем пути возникающие тут и там мелодии и фразы связующей, побочной тем. Энергичный характер музыки стремится к драматической кульминации всего произведения.
Слайд 15Гений Моцарта в этой симфонии воплотился и в то же время
стал бессмертным. Поистине не найдется другой симфонии, которая могла бы сравниться в популярности с этой. Подобно улыбке Джоконды, простота ее скрывает слишком много тайн, разгадывать которые человечество может веками. Соприкасаясь с такими произведениями, думаешь, что сам Бог ведет беседу с человеком через талант своего избранника.