Слайд 1РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
Слайд 2 Детство – благодатный период для творчества
Дети от природы любознательны и
полны желания учиться. Музыка является посредником между творчеством и восприятием.
Слайд 4Психо-физиологические составляющие процесса развития
творческих способностей:
цельность восприятия;
гибкость мышления;
оигинальность мышления;
готовность памяти: объем,
надежность;
Генерирование идей;
сближение понятий;
способность предвидения или интуиция;
способность к открытию;
воображение и фантазия;
способность к рефлексии.
Слайд 6
Дидактические приемы,
развивающие
творческие способности
Слайд 7Цельность восприятия
Ведущая задача – умение слушать, целостно анализировать музыкальное произведение.
"Творческая мастерская".
Учащиеся разбиваются на 3 группы: художники, поэты, танцоры. Дается установка на воспроизведение художественного образа услышанного произведения согласно своему виду деятельности.
«Графическое рисование» (какую линию выбрать?)
Слайд 9Гибкость мышления
Ролевая игра "Я – сочинитель". Составить ритмический рисунок и сочинить
к нему текст.
"Литературно-музыкальная палитра»:
1. Прослушать произведение (обязательно 2 контрастные части);
2. Назвать слова-оттенки к понятию "грусть" и "торжество".
3. Напротив каждого слова нарисовать кружок определенного цвета.
Слайд 11Оригинальность мышления
"Перевод музыки на язык другого вида искусства" –на язык красок,
движений, слов (например, как бы ты нарисовал героя музыкального произведения);
"Экспрессивное выражение внутреннего эоционального состояния" (вокализируя мелодию, учащиеся показывают ее направление жестом)
Слайд 13Готовность памяти
"Определение автора". (На уроке, где звучит музыка какого-либо композитора, учащиеся
припоминают известные им произведения этого композитора)
"Ассоциативная сеть" (выяснить, о музыке какого композитора пойдет речь: старинный – зарубежный – философ – органист – полифонист (И.С. Бах)
Слайд 15Генерирование идей
Составить осмысленное предложение,включающее в себя слова, например,
музыка,
литература, композитор;
или:
Глинка, литература, романс.
Слайд 17Сближение понятий
Логическая цепочка". Между любыми двумя понятиями (словами) установить ассоциативный переход
в 4-5 этапов: современность – жизнь; жизнь – красота; красота – музыка.
"Найди пропущенное слово". Романс – это ... и музыка (литература).
"Найди ненужное слово" (в случае "ошибки" поднимать руку: песня, нота, рояль, строка, дирижер и т. д.).
"Ассоциативные гроздья". К исходному слову подобрать ассоциативные значения.
Слайд 19Способность предвидения
или интуиция
«Сложи песенку»
Этот прием помогает учащимся,
используя прошлый опыт, различать форму музыкального произведения (запев и припев), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов.
Слайд 21Способность к открытию
"Поиск художественной ассоциации".
"Выявление парадокса"
Учащиеся, прослушав минорную прелюдию и фугу
Баха, выявляют яркую, неожиданную деталь в окончании произведения (парадоксальность стилевых особенностей композитора).
Слайд 23Воображение и фантазия
«Импровизация»
«Инсценировка»
Слайд 24Способность к рефлексии
"Самостоятельное оценивание"
Этот прием используется как при
самооценивании, так и оценивании одноклассников.
Слайд 25Вывод
Необходимо на уроках музыки не только учить ребенка музыкальным умениям, давать
знания о музыке, но и пробудить постоянную потребность в общении с искусством, пробудить творческую активность.