Слайд 1
Презентация учителя музыки Кузнецовой С. А.
Слайд 3
12 июня 1888 года Чайковский пишет Мадам фон Мекк: «Буду теперь
усиленно работать: мне ужасно хочется доказать не только другим, но и самому себе, что я еще не выдохся. Частенько находит на меня сомнение в себе и является вопрос: не пора ли остановиться, не слишком ли напрягал я всегда свою фантазию, не иссяк ли источник? …….. не пришло уже время слагать оружие? Не знаю, писал ли я Вам, что решился симфонию писать? Сначала шло довольно туго; теперь вдохновение как будто снизошло».
Слайд 4В имении Фроловском, в семи верстах от городка Клина, в мае
1888 года и была начата работа над Пятой симфонией.
Слайд 5
Пятая симфония принадлежит к циклу симфоний, который можно назвать «циклом судьбы».
Их темой является борьба человека со своей судьбой . Пятая симфония содержит четыре эпизода, описывающих духовное бессилие человека, - в то время Чайковский только открыл для себя Шопенгауэра и был захвачен его трудами.
Слайд 7
Первое исполнение Пятой симфонии состоялось в Петербурге 5 ноября того же
– 1888 – года. Дирижировал сам композитор. Отзыва критиков были не однозначные.
Слайд 8Выдающимся интерпретатором Пятой симфонии был С. Рахманинов
Слайд 9
Первая часть начинается мрачными, разочарованными аккордами. Тема судьбы показана как подтверждение
вселенского скептицизма. Затем вступает второй мотив, неуверенная мелодия вальса, полная усталости. Два мотива тесно взаимодействуют друг с другом, и несколько драматических нарастаний внезапно находят свой конец в бесцветной балладе, напоминающей тему трех карт из «Пиковой дамы».
Роковые вопросы остались без ответов, и композитор ищет утешения в уединении.
Слайд 10
Вторую часть можно назвать, наверное, самым прекрасным анданте, написанным Чайковским. Бежать
из вечного круга вопрошаний, не лучший ли это выход? Не судорожная жизнь с ее ложными страстями, ведущими к краху, но созерцательная жизнь в башне из слоновой кости, из которой ты видишь лишь простые красоты жизни.
Внезапно медные инструменты грянули тему судьбы, чьи повторения связывают воедино все четыре части симфонии. Утешение не удалось, и прекрасный мотив анданте слышен в последний раз перед тем, как угаснуть.
Слайд 11
Но есть еще и другой способ бегства, более удобный, и он
выражен в музыке меланхолического, прекрасного вальса.
Но, увы, музыка слишком обобщенна и оторвана от жизненных реалий, чтобы служить действенным решением проблем.
И снова тема судьбы полагает конец вальсу.
Слайд 12
Четвертая часть: остается последнее утешение, дать бой слепой судьбе.
Скорее всего,
именно в этом идея четвертой части, являющейся почти что «коронацией» судьбы, чья тема победно возвращается в образе торжественного марша.
Такое завершение симфонии дает интерпретатору право прямо противоположных трактовок — композитор задал загадку: подчиняется ли тема рока общей радости, то есть оказывается ли побежденной,
или это его, рока, победа и торжество?
Слайд 13
«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и
горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве».