Слайд 1Составила: Донская Н.Ю.
учитель МБОУ «СШ № 10» г. Петропавловск-Камчатский
Здоровье сберегающие технологии
на уроках вокала
Слайд 2Рассмотрим определенные дыхательные и голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих
задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи:
Слайд 4Дыхательная гимнастика
А.Н. Стрельниковой
Слайд 5 Упражнения лечебной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой не только восстанавливают дыхание
и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
• восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
• улучшают дренажную функцию бронхов,
• положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
• повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
• улучшают нервно- психическое состояние организма.
Слайд 6Принципы дыхания
1. ВДОХ – «громкий», короткий, активный (просто шумно на всю
комнату шмыгайте носом, как бы нюхая запах) .
2. ВЫДОХ – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот. Лучше, если это выдох через нос. О выдохе думать запрещено. Если вы будете думать о выдохе – собьетесь! Выдох – это уходящий вдох.
3. В дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями («вдох – движения») : хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, приседаем – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем и т. д.
Слайд 7
Норма: 24 раза по 4 вдоха носом, или 12 раз по
8 вдохов, или 3 раза по 32 вдоха.
Всего 100 упражнений.
Слайд 9После упражнения «Кошка» следует включить упражнение «Обхвати плечи», затем «Большой маятник»,
«Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты» и в последнюю очередь «Передний шаг» и «Задний шаг».
Кошка
Слайд 10«Обхвати плечи», «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Передний
шаг» , «Задний шаг»
Слайд 11Фонопедия – отрасль коррекционной или специальной педагогики, занимающаяся голосообразованием.
Слайд 12фонопед – учит пользоваться голосом.
Слайд 13Интонационно-фонетические упражнения В.В. Емельянова дают:
Расширение диапазона;
Значительное увеличение силы звучания голоса у
каждого ребенка;
Полетность;
Улучшение вибрато;
Большую певучесть звука;
Свободу;
Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
Слайд 15Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица,
применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль
Слайд 17Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности.
Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.
№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)
Слайд 18 Дополнительное воздействие: Наведение на грудные вибрационные ощущения; освоение равнообъёмности гласных.
Котик запрыгнул ко мне на колени,
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащие брюшко.
Слайд 19№2 «Страшная сказка»
Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены.
Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.
Показатели: Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.
Слайд 20Абстрактный вариант:
У
УО
УОА
УОАЭ
УОАЭЫ
Конкретный вариант:
СЛУШАЙ…
СЛУШАЙ ШОРОХ…
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…
СЛУШАЙ
ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.
Слайд 21№3 «Конючим» («Попрошайка»)
И.П.: Мышцы лица расслаблены, рот слегка прикрыт. Выражение лица
полусонное, глаза прикрыты. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз.
Показатели: освоение фонетической формулы; порог как механизм саморегуляции в возникновении нового режима; равнообъемность гласных.
Слайд 22Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация
с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).
Слайд 23В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или
«ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка.
Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани.
№ 4 «Бронтозаврик»
Слайд 24В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого слова/слога
высоким тонким голосом с последующим переводом его на этом же слове/слоге в грудной режим нисходящей глиссирующей интонацией со срабатыванием порога. Каждая строка заканчивается штро-басом на гласном «А» с расслаблением языка.
Слайд 28упражнение - «Волна».
упражнение - «От шепота до крика».
упражнение - «А!!!»
упражнение -
«Крик - вой»
упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.
упражнение - «Крик - вой - свист».
упражнение - «Волна с криком чаек»
Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.
Слайд 29АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Каждое упражнение повторяется
4 раза
Слайд 301. Слегка покусать кончик языка
2. Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его
вперёд и убирать назад.
3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами закрытым ртом.
Слайд 314. Круговыми движениями провести языком между губами и зубами при закрытом
рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
Слайд 326. Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.
(Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие – медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).
7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
Слайд 338. Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
9.
Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
Слайд 3411. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки,
а затем широко открыть их.
13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать)
Слайд 3514. Сильно наморщить переносицу и расслабить её.
15. Наморщив переносицу, широко открыть глаза
и поднять мышцы под глазами и брови.
Слайд 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне данная система упражнений ,которую я использую фрагментально, особенно помогает
в работе с трудноинтонирующими детьми. В своей практике я вижу положительные результаты, помогающие детям «найти» свой голос в любом регистре, наиболее активно применяя упражнения доречевой коммуникации.
Ребенок запоминает свои ощущения и затем переносит их в нужный музыкальный материал в зависимости от регистра.