Слайд 1
ДЕТСКОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ПРОЕКТЕ
«Маленькая страна»
Крюковой Т.А.
учителя музыки МБОУ
гимназии №16
г. Химки
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыкантов, а, прежде всего, воспитание человека».
В. А. Сухомлинский
Слайд 2Обоснование необходимости проекта
В современном обществе особенно остро стоит проблема
духовно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Одним из вариантов такого решения является формирование музыкальной культуры ребенка в самом начале его жизненного пути. Музыка как вид искусства занимает особое место в процессе духовно-эстетического воспитания личности, так как особенно сильно воздействует на внутренний мир человека.
В проекте «Маленькая страна» каждому обучающемуся предоставляется возможность приобщиться к жизненным национальным истокам – уникальной самобытной культуре наших предков. А это становится особенно актуальным в настоящее время, характеризующееся засильем низкопробной массовой культуры.
Знакомство с лучшими образцами русского фольклора поможет решить задачи эстетического и нравственного воспитания учащихся, развития их творческих способностей.
Слайд 3Цели и задачи проекта
Цель проекта: Всестороннее духовно- нравственное развитие учащихся через
восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.
Задачи:
Дать начальное представление о фольклоре, как об источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
Сформировать интерес к народной музыке, произведениям русских и зарубежных композиторов;
Вооружить учащихся необходимым объемом теоретических знаний;
Сформировать исполнительские умения и навыки игры на свирели;
Привить навыки ансамблевого музицирования;
Укрепить здоровье учащихся посредством игры на свирели.
Слайд 4Здоровье сбережение в процессе игры на свирели
Здоровье - состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (по определению ВОЗ).
В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. К тому же игра на музыкальном инструменте позволяет контролировать процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха, длины выдоха или длина исполняемой фразы (для более старших детей). Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку короткий вдох и длинный выдох - это самое распространенное упражнение для снятия нервных перегрузок.
Исполнительская практика на свирели требует удержания активного речевого органа в определенном положении. Подобное звукоизвлечение развивает силу мышечных сокращений, затормаживает сопутствующие содружественные движения , позволяет работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата.
Слайд 5Возраст и продолжительность занятий
Возраст обучающихся – от 6 до 11 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. 1-ый год – освоение инструмента, игра в ансамбле, начальный этап. 2-ой и 3-ий годы обучения – освоение инструмента, совершенствование исполнительских навыков, игра в ансамбле и в оркестре.
Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях: техническом и художественном.
Первое – овладение обучающимся техникой игры на свирели, как необходимым средством для достижения художественного результата.
Второе – становление и развитие навыков художественного исполнения музыкальных произведений на основе изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средств.
Слайд 6Этапы реализации проекта
I
ЭТАП
Ознакомительно - диагностический.
Анализ и оценка исходных музыкальных данных детей.
У обучающихся определяется уровень понимания и умений игры на свирели, а также уровень развития основных способностей, связанных с игрой на инструменте.
II ЭТАП:
Тренировочно – развивающий.
На этом этапе, обучение ведётся с учетом полученной информации о способностях обучающегося. В самом начале используется система: от игры к знакам. Ребятам дается право играть на инструменте без знаков на слух. Ученик должен освоить игровые отверстия, правильное звукоизвлечение. Если обучающемуся нужна дополнительная тренировка, он её получает в индивидуальном режиме.
Слайд 8 Затем переходим к знаковой системе, в которой выложена
структура цифровой и ритмической основы.
Слайд 9 Знакомство с нотами происходит после того, как ребенок научился
играть по слуху ,а также наблюдая за руками учителя. Благодаря приобретенным слуховым представлениям и двигательной моторике дети приходят к системе нот естественно ,через звуки ,а не наоборот, через систему знаков – к музыке.
III ЭТАП: контроль и оценка.
Проводится в форме концерта для обучающихся, родителей и всего школьного коллектива . По мере развития навыков форма игры на свирели усложняется, побуждая обучающихся актуализировать свои знания, вспомнить и сыграть те произведения, которые уже изучены, проводить аналогии, сравнения, делать обобщения и выводы. Этот этап как раз и дает нам возможность варьировать формы работы, которые и приводят к созданию разновозрастных групп.
Слайд 11Итоги проекта
Приобщение детей к исполнению музыки в школе помогает раскрыть перед
ними прекрасный и удивительный мир звуков. По словам Карла Эрнста «обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний».
Играя на свирели, ребенок развивает и математические способности .Попадая на нужные отверстия ,он манипулирует
абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.
Музыка и язык – близнецы братья. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Дети, играющие на свирели или скрипке ,пианино или валторне лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова ,быстрее усваивают грамматику.
Слайд 12Список литературы
Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи
о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2 – Л., 1973.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М., 1989.
Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.
Э. Смелова. Свирель поет. Приложение к журналу «Хоровод». – М., 1980.
А. И. Конч. Играем на свирели, рисуем и поем.Тетради №1,2. – М., 2005.
Конч А.И., Трифоненкова Е. А., Хлад Ю. И.. Я играю на свирели, рисую и пою. Рабочая тетрадь №3. – М., 2003.
Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика.- М., 1995.