Презентация, доклад по теме самообразования Восприятие музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся

Содержание

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать».«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.

Слайд 1«Восприятие музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения

новых инновационных технологий»

Выполнила: Сандакова С.С.
Учитель музыки
МКОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»

«Восприятие музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения  новых инновационных технологий» Выполнила: Сандакова

Слайд 2
«Любителями и знатоками музыки
не рождаются, а становятся…
Чтобы полюбить музыку,

надо прежде всего ее слушать».

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать».«Любите

Слайд 3
В нашем современном обществе существует проблема недостаточного использования музыкального воспитания при

развитии нравственной, эстетической сферы, личности ребенка.
Воспитывая у детей нравственные чувства, мы закладываем основу для формирования их нравственного сознания и регулирования нравственного поведения в будущем.
Одним из средств развития нравственного сознания детей является музыка. Музыка, как и любое искусство, выражает мировоззрение композитора и может быть сильным орудием, как добра, так и зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своей мелодией, гармонией, динамикой, ритмом, разнообразием звукосочетаний способна передать бесконечную гамму чувств и настроений.
В нашем современном обществе существует проблема недостаточного использования музыкального воспитания при развитии нравственной, эстетической сферы, личности

Слайд 4
Сила музыки заключает в том, что минуя разум, она прямо проникает

в душу в подсознание и создает настроение человека. Следовательно, её содержание, может вызвать в его душе самое благородные или, напротив, самые темные желания. В сегодняшней реальности музыка как фактор воспитания используется современным обществом чаще как антивоспитание. На сегодняшний день интенсивно развивается развлекательная индустрия, в которой музыка преподносится как фон, реклама или развлечение для широких масс не только взрослых, но и для подрастающего поколения. Поэтому существует определенная пассивная позиция и недооценка музыки, как искусства, которое действует при становлении личности детей. В результате теряется громадный потенциал музыки в нравственном подъеме детей, в желании постичь истинную художественность и ценность искусства.
Сила музыки заключает в том, что минуя разум, она прямо проникает в душу в подсознание и

Слайд 5
Музыка — искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека.
Именно

поэтому она играет огромную роль в формировании нравственных представлений детей. Возможность формирования нравственных представлений детей средствами музыки объясняется нравственной сущностью музыкального искусства, которая выражается в преобразовании, познании, оценке, общении.
Слушая то или иное музыкальное произведение, ребенок проникается тем настроением, той эмоцией, которую хотел передать композитор, и, соответственно, это настроение отражается на его повседневной жизни.
Музыка — искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она играет огромную роль

Слайд 6
Восприятие музыки — это вид музыкальной деятельности школьников, организуемый музыкальным педагогом,

предполагающий не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого — формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами.
Регулярные коллективные занятия по слушанию музыки дисциплинируют и сплачивают учащихся, воспитывают организованность.
Восприятие музыки — это вид музыкальной деятельности школьников, организуемый музыкальным педагогом, предполагающий не созерцание, а активную

Слайд 7
Регулятивная функция музыки при её восприятии осуществляется в ходе следующих психических

процессов:
1) образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального и жизненного содержания, поэтому развивается мыслительная деятельность внимание, сосредоточенность, память;
2) развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку, воспитываются такие качества личности, как доброта, сочувствие, любовь;
3) улучшается положительная мотивация поведения, сознательная саморегуляция учебной деятельности
4) снижается степень тревожности за счет подходящего психологического климата
5) развиваются творческие возможности;
6) формируется толерантность и высоконравственные позиции, эстетические интересы.

Регулятивная функция музыки при её восприятии осуществляется в ходе следующих психических процессов: 1) образуются музыкальные представления,

Слайд 8
Для воспитания художественного восприятия у школьников существенное значение имеет использование приема

сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных классах.
Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.

Для воспитания художественного восприятия у школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведений,

Слайд 9
Одна из важнейших

задач художественного
образования – это воспитание души ребенка,
музыкой в частности, воздействие на процесс
становления его нравственных качеств.
Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки при её восприятии или повторном слушании, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы, сострадать героям.
Одна из важнейших задач художественного

Слайд 10
Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить

умение сопереживать музыке и чужому человеку через восприятие музыки, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Урок музыки – это не только основная форма учебного процесса, но и музыкальное духовное развитие школьников, урок искусства, освоение духовного опыта детьми. Музыка несет в себе духовное богатство и мудрость, моральные ценности и культуру и является одним из средств идейно - нравственного воспитания личности. Формирование нравственных качеств тесно связано со сферой чувств человека.
Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому

Слайд 11
Решению воспитательных задач способствуют коллективное пение, танцы, игры, пластическое интонирование и

дирижирование, воплощение образа в движении, высказывания о характере музыки, когда учащиеся охвачены общими переживаниями.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения школьника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю учащихся. Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного.
Решению воспитательных задач способствуют коллективное пение, танцы, игры, пластическое интонирование и дирижирование, воплощение образа

Слайд 12
«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное

произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях при восприятии музыки» - Л.В.Горюнова.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, способствует развитию мышления. В процессе восприятия произведения учащиеся познают музыку разного характера, воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; двух-трех частная форма и т.д.; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.), т.е. обогащаются их представления о музыке разного характера.  
«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние,

Слайд 13Все программы по музыке в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным

образом, народной и классической музыки, тем самым уроки музыки приходят в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы поп-музыки, причем далеко не лучшие. Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить духовно-нравственное чувство, увлечь музыкой – главная задача учителя музыки. Слушание музыки - развитие способности восприятия музыки, непременно должно иметь место на всех этапах слушания, во всех классах школы, как основа духовно-нравственного воспитания. Первоочередная задача учителя музыки – это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствованная и эмоциональная реакция на него. Поэтому прослушивание или просмотр музыкально-драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть воспитание музыкальной культуры и привитие интереса к искусству.
Все программы по музыке в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, народной и классической музыки, тем

Слайд 14
Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Одним

из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации, сообщение информации и фактов о содержании музыкального произведения из других предметов. Этому способствует применение методов интеграции, взаимодействия при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире.
Музыка – Литература – Живопись – История – Природоведение.
Главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы ученики интересовались и любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Необходимо увлечь детей музыкой, подтверждая, что музыка – это есть сама жизнь.


Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Одним из факторов успешного развития личности

Слайд 15
Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте,

человечности.
В наше время, когда средства массовой информации господствуют над музыкальным сознанием молодежи, с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества. Один час урока музыки не может стать противовесом телевидению, радио, вещающим на молодежную аудиторию ежедневно и интенсивно. Сегодня у младших и старших школьников есть свои поп- и рок-кумиры. Многие учащиеся вяло, либо отрицательно реагируют на классику. И чем старше ученики, тем неподатливее они к содержанию обязательных программ.
Поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением нравственного становления личности. Сегодня меняется статус предмета “Музыка” в школе. Происходит переход от уроков усвоения лишь технических навыков к урокам, ориентированным на развитие творческих способностей учащегося. Необходима любовь самого учителя к музыкальному искусству, профессиональное владение инструментом и голосом, знание теории, истории музыки, методики музыкального воспитания, владение художественной речью, жестом, мимикой, а также творческой интуицией и исследовательской направленностью деятельности, применение инновационных технологий.
Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда

Слайд 16
Дружное исполнение песни 7 А класса

Дружное исполнение песни 7 А класса

Слайд 17
В процессе восприятия музыкального произведения

В процессе восприятия музыкального произведения

Слайд 18
Кто готов определить настроение музыки?

Кто готов определить настроение музыки?

Слайд 19
Защита проекта учеником перед одноклассниками

Защита проекта учеником перед одноклассниками

Слайд 20
Мнение ученика о творчестве композитора

Мнение ученика о творчестве композитора

Слайд 21
«Великаны» русской музыки

«Великаны» русской музыки

Слайд 22
О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка!
Не оставляй нас!
Буди

чаще наши меркантильные души!
Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!
Волнуй, разрывай и гони хотя бы на мгновение этот холодный,
ужасный эгоизм,
силящийся овладеть нашим миром!
Н.В. Гоголь
О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть