Слайд 1Теоретическое и практическое значение
театрализованной деятельности в
развитии речи старшего дошкольного
возраста.
Выполнила музыкальный руководитель МБДОУ №2
Вензель Ю.Ю.
Слайд 2Театрализованная деятельность-это… …не просто игра!
Это прекрасное средство для интенсивного
развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Слайд 3Актуальность темы:
Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач - развитие
речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем ныне в дошкольным учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.
Слайд 4Цель:
Выделить наиболее эффективные виды использования театрально-игровой деятельности для развития речи.
Формировать выразительность речи, совершенствовать речевые умения и навыки детей посредством театральной деятельности.
Слайд 5Задачи развития речи решаемые через театрализованную деятельность.
1.Формировать умение детей излагать
свои мысли связно, последовательно;
2.Формировать грамматический, лексический строй речи;
3.Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
4.Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
5.Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
6.Закрепление, активизация и обогащение словаря.
7.Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
8.Воспитание звуковой культуры речи. Развивать выразительную, интонационную стороны речи.
9.Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой, движением основные эмоции. Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к другу.
Слайд 6Формы работы:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации (подготовка и разыгрывание
разнообразных сказок и инсценировок);
речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения, образные упражнения;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
показ театрализованных представлений, спектаклей.
Слайд 7Главные критерии выразительной речи:
Дыхание
Артикуляция
Дикция
Интонация
Диапазон
Сила голоса
Темп речи
Слайд 8Творческие игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию
Сочинение небольших рассказов
и сказок, подбор простейших рифм
Игры и упражнения
Слайд 9Ожидаемые результаты:
1.Умение владеть навыками выразительной речи;
2. Умение передавать различные чувства, используя
мимику, жест, интонацию;
3. Передавать образы сказочных героев характерным голосом для этого персонажа;
4. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
5. Умение последовательно высказывать свои мысли;
6. Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
7. Умение уверенно выступать перед аудиторией;
Слайд 10Примеры упражнений для выразительной речи:
1. «Раннее утро». Имитация момента просыпания –
потягиваемся, поднимая руки вверх, и зеваем, широко открывая рот. (добавим звук Аааа…)
2. «Улыбка в зеркале». Вообразим, будто мы подошли к зеркалу, увидели в нём своё изображение и улыбнулись ему. При этом в упражнении участвуют только губы.
3. «Кот». Имитация «разговора» кота – произнесение слова «мя-А-У». Губы чётко показывают позицию при смене гласных звуков: А-У.(дать предлагаемые обстоятельства).
Слайд 11
4. «Передай мяч». Дети стоят в кругу и передают мяч друг
другу сначала со звуком А. Затем предложить представить, что это не мяч, а горячая картошка, тяжелый камень и т. д.)
Передать мяч со звуком О ( это не мяч, а подарок, сюрприз и т.д.)
Передать мяч со звуком У (это не мяч, а хрустальный шар и т. д.)
Слайд 125. «Свеча» –детям предлагается представить себя сидящим перед горящей свечой, на
которую надо дышать очень слабым, тихим дыханием. Так, чтобы выдох был очень длинным, а воображаемое пламя не погасло.
Второй вид дыхания – напротив, очень активный, чтобы после выдоха воздуха, огонёк свечи погас.
6. «Мыльные пузыри» - Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение.
Слайд 13Осторожно пузыри!
Осторожно – пузыри! (повелительно)
-Ой, какие!(восторженно)
-Ой, смотри!(удивлённо)
-Раздуваются!(жалостливо)
-Блестят!(вопросительно)
-Отрываются!(любя)
-Летят!(зло)
-Мой – со сливу!(хвастливо)
-мой- с
орех!(обиженно)
- Мой- не лопнул дольше всех!(весело)
Слайд 147. «Разный характер» прочитать текст в разных сочетаниях: быстро-медленно, громко-тихо, грустно-весело,
отрывисто каждый слог(стаккато), связно, плавно каждый слог(легато).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Слайд 158. «Войдите в роль» Прочитать предложенный текст шепотом; громко; с пулеметной
скоростью; со скоростью улитки; как будто вы очень замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как командир; как инопланетянин.