Слайд 1Автор презентации:
Калабун Алена Витальевна
преподаватель «МБУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ ДШИ»
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ В
XVIII ВЕКЕ
Слайд 2Пётр I и русская культура
Начало XVIII века в России связано с
преобразованиями Петра I, которые коснулись различных сторон жизни общества.
Слайд 31703г. основание Санкт-Петербурга
Во время Северной войны со шведами по приказу Петра
в устье реки Невы заложена крепость Санкт-Петербург, вокруг которой начинается строительство новой столицы Город строится по европейскому образцу - с широкими проспектами, площадями, каменными домами и дворцами.
Слайд 4Реформы Петра коснулись разных сторон военной и гражданской жизни: начато строительство
русского флота;
Слайд 5
созданы отборные гвардейские полки Семёновский и Преображенский. Указом Петра I были
учреждены полковые оркестры. С военными победами в Северной войне связано появление нового музыкального жанра кант - виват. Это были хоровые песни, торжественные и мужественные, прославлявшие победы петровских войск.
;
Слайд 6ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ АСАМБЛЕИ
Стремясь приобщить русскую знать к европейской культуре, Пётр I учреждает
Танцевальные ассамблеи – так назывались первые публичные балы, куда его придворные обязаны были являться с супругами и разучивать популярные в Европе танцы – такие как полонез, менуэт, гавот, англез, алеманда.
Слайд 7
Одеваться надлежало по французской моде.
На балах мужчины и женщины должны были
быть одеты по этикету. Женщины - в платьях с длинным шлейфом, мужчины - в кафтанах с фалдами и узких панталонах, туфли на каблуках. На голову одевались парики. Военные были при шпаге и в перчатках.
Слайд 8ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Неотъемлемой частью быта дворянских семей в XVIII веке становится домашнее
музыцирование: игра на клавикордах, скрипке, флейте, исполнение арий и кантов (разнообразных по содержанию – любовных, шуточных, поздравительных) .
Слайд 9Ф. Дубянский «Стонет сизый голубочек»
На первых порах жители обеих русских столиц
довольствовались произведениями зарубежных композиторов, но к концу века в России складывается своя композиторская школа Молодые композиторы создают выразительные романсы на стихи современных поэтов Ломоносова, Тредиаковского и др. особенно популярной была песня «Стонет сизый голубочек» композитора
Ф. М.Дубянского.
Слайд 10
Во второй половине XVIII века наивысшего расцвета достигает жанр хорового концерта.
Развитие
этого жанра связано с творчеством композиторов
Дмитрия Бортнянского (1751 -1825) и Максима Березовского (1745 – 1777),
Слайд 11 Дмитрий Бортнянский Концерт №32
Торжественность остается в целом характерной чертой и
для концертов Бортнянского и Березовского, при этом они становятся более разнообразными и глубокими по содержанию. В них получают выход лирические чувства и мысли о земных печалях и радостях. Особенно ярко это проявилось в концерте М.Березовского «Не отвержи мене во время старости». Поэтической одухотворённостью отличается Концерт №32 Бортнянского «Скажи ми, господи, кончину мою».
Слайд 13РУССКАЯ ОПЕРА В XVIII ВЕКЕ
С 30-х годов XVIII века в Петербурге
и Москве гастролируют итальянские и французские оперные труппы, они ставят оперы зарубежных композиторов. Это были весёлые комические оперы на сюжеты бытового характера, в которых пение нередко чередовалось с разговорными диалогами.
Слайд 14
По образцу разговорных опер с течением времени создавались и первые русские
оперы. Вначале это были незатейливые бытовые комедии с музыкальными вставками, основанными на мелодиях русских песен. В некоторых из них высмеивались быт и нравы различных сословий - купцов, чиновников.
Слайд 15
В 1770-е годы в России появляются первые оперы русских композиторов: «Мельник
- колдун, обманщик и сват» М.М Соколовского,
«Несчастье от кареты»,
«Санкт-Петербургский гостиный двор» В.А.Пашкевича,
«Ямщики на подставе» Е.И.Фомина.
Слайд 16Вот краткое содержание некоторых из них:
М.М. Соколовский
«Мельник – колдун, обманщик и
сват»
Мельник – дедушка Фаддей, любитель хорошо пожить за счёт доверчивых поселян, выдаёт себя за всесильного колдуна. Анкудин и его сварливая жена Фетинья не разрешают своей дочери Анюте выйти замуж за Филимона. Молодые люди не могут пожениться, потому что родители Анюты никак не могут договориться, кто будет женихом дочери: крестьянин, как хочет отец, или дворянин, как считает мать. За помощью Филимон обращается к Мельнику. За солидную плату тот берётся устроить дело: пользуясь тем, что Филимон однодворец, (т.е. дворянин, имеющий один двор без крепостных), он представляет его матери как дворянина, а отцу - как крестьянина. Дело заканчивается свадьбой.
Слайд 17
В.А. Пашкевич
«Несчастье от кареты»
Помещик Фирюлин, преклоняющийся перед всем иностранным, мечтает купить
французскую карету, но ему не хватает денег, и он решает продать своего крепостного Лукьяна. Лукьян горюет: осуществление плана барина грозит ему разлукой с невестой Анютой. Влюблённые молят Фирютина изменить своё решение, но тот непреклонен. На помощь приходит шут Афанасий, который, зная пристрастие барина ко всему иностранному, начинает изъясняться по-французски. Умилённый помещик освобождает Лукьяна, и тот женится на Анюте.
Слайд 18ВОПРОСЫ:
Когда и почему появился жанр кант-виват?
Как в России назывались первые публичные
балы? Какие танцы там исполнялись?
Какие инструменты были распространены в домашнем музицировании?
Назовите русские оперы, ставившиеся в России в XVIII веке, и их авторов.
Какие композиторы писали хоровые концерты?