Слайд 1Презентация занятия по дисциплине
Народная музыкальная культура
(2 курс)
Тема № 4
Трудовой
фольклор
Занятие 5
Подготовила преподаватель МВМУ Локотьянова Д. Е.
Слайд 2План урока:
Возникновение трудового фольклора в глубокой древности. Существование трудового фольклора у
всех народов. Практическое назначение трудовых припевок.
Роль ритмоорганизующего начала в артельных трудовых припевках и песнях.
Слайд 3Возникновение трудового фольклора в глубокой древности. Существование трудового фольклора у всех
народов. Практическое назначение трудовых припевок.
Слайд 4Трудовые песни – самый древний жанр из всех видов и жанров
фольклора. Исторически они возникли вместе с человечеством, вместе с трудовой деятельностью народа. В развитии фольклора огромную роль играла трудовая деятельность.
Слайд 5В процессе трудовой деятельности, трудовых занятий рождался и накапливался трудовой опыт,
трудовые традиции и навыки, трудовой фольклор, прикладное искусство, орудия труда и быта, трудовые песни и танцы, трудовые праздники, трудовые календарные и трудовые бытовые обряды.
Слайд 6 Все формы труда в народной культуре календарно регламентированы. Зимой женщины пряли,
мотали пряжу, шили, вышивали, обдирали пух с гусиных перьев, мужчины плели лапти, сучили веревки и вязали сети. Во многих местностях мужчины отходили на отхожие промыслы, нанимаясь печниками, плотниками, каменщиками. К сезонным видам хозяйственной деятельности относятся также охота, морской промысел, пастушество.
Слайд 7Во время трудовых процессов, требовавших постоянных ритмических усилий, уже в глубокой
древности зародились трудовые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водочерпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч.
Слайд 8 Трудовые песни – жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное
включение в тот или иной трудовой процесс. Являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма.
Слайд 9Особенности: несложная мелодия и текст, который не всегда имел определенное смысловое
содержание, отдельные слова, строки или текст были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению определенного трудового процесса (такие команды назывались трудовыми попевками). Такие попевки имели узкий квартовый диапазон, низкий регистр, простой четкий метр («раз-два – взяли»).
Слайд 10Позже возникли более развитые мелодические припевки. С XVII века появился бурлацкий
труд. Стихотворение Некрасова (Выйди на Волгу!), картина Репина «Бурлаки на Волге».
Различия в видах трудовой деятельности привели к появлению разных типов трудовых песен, различных по ритму, содержанию, структуре. Среди них широкое распространение имели «дубинушки» - песни крючников, бурлаков, носильщиков, лодочников, грузчиков, сложенные на больших русских реках – Волге, Каме, на Дону и в др.
Слайд 11Припев является древнерусской трудовой песней, возник при коллективных работах по валке
деревьев, когда расчищались участки от леса для земледелия. "Дубинушка " — дерево, дуб; "идет-идет " — падает, валится. На постоянную значимость этой работы указывает древнерусское название января: сеченъ (одно из толкований: "время вырубки леса").
Слайд 12В XX веке многие трудовые песни были обработаны для симфонического оркестра
или хора (Рахманинов: «Эй, ухнем», хоры Шостаковича, Шебалина и др.).
Музыкальный материал: «Дубинушка», «Эй, ухнем», трудовая попевка «Ой да катим», «Наша барка», «Тащим балку»,
Слайд 13Песня «Дубинушка» была любимым бисом знаменитого певца Шаляпина.
Исполнение Шаляпина приобрело популярность
в первые годы XX века, включая эпоху революции 1905—1907 гг. В своих воспоминаниях он указывает, что первый раз публично «в концерте» он спел её в 29 апреля 1905 года в Киеве на бесплатном выступлении для нескольких тысяч рабочих. При организации выступления он говорил: «никакой революционной пропаганды я и в помыслах не имел, я просто желаю петь для людей, неспособных платить».
Слайд 16Стравинский: «Песня волжских бурлаков», обработка песни «Эй, ухнем» для духовых и
ударных инструментов
Слайд 20Список литературы:
Народное музыкальное творчество: Хрестоматия. 2-е изд. / Отв. ред. О.А
Пашина. – СПб., 2008.
Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Т. 1–2. – М., 1987–1988.