Презентация, доклад по народной музыкальной культуре

Содержание

План урока:Возникновение трудового фольклора в глубокой древности. Существование трудового фольклора у всех народов. Практическое назначение трудовых припевок. Роль ритмоорганизующего начала в артельных трудовых припевках и песнях.

Слайд 1Презентация занятия по дисциплине Народная музыкальная культура (2 курс)
Тема № 4
Трудовой

фольклор
Занятие 5







Подготовила преподаватель МВМУ Локотьянова Д. Е.
Презентация занятия по дисциплине  Народная музыкальная культура  (2 курс)Тема № 4Трудовой фольклорЗанятие 5Подготовила преподаватель МВМУ

Слайд 2План урока:
Возникновение трудового фольклора в глубокой древности. Существование трудового фольклора у

всех народов. Практическое назначение трудовых припевок.
Роль ритмоорганизующего начала в артельных трудовых припевках и песнях.
План урока:Возникновение трудового фольклора в глубокой древности. Существование трудового фольклора у всех народов. Практическое назначение трудовых припевок.

Слайд 3Возникновение трудового фольклора в глубокой древности. Существование трудового фольклора у всех

народов. Практическое назначение трудовых припевок.
Возникновение трудового фольклора в глубокой древности. Существование трудового фольклора у всех народов. Практическое назначение трудовых припевок.

Слайд 4Трудовые песни – самый древний жанр из всех видов и жанров

фольклора.  Исторически они возникли вместе с человечеством, вместе с трудовой деятельностью народа. В развитии фольклора огромную роль играла трудовая деятельность.
Трудовые песни – самый древний жанр из всех видов и жанров фольклора.  Исторически они возникли вместе с

Слайд 5В процессе трудовой деятельности, трудовых занятий рождался и накапливался трудовой опыт,

трудовые традиции и навыки, трудовой фольклор, прикладное искусство, орудия труда и быта, трудовые песни и танцы, трудовые праздники, трудовые календарные и трудовые бытовые обряды.
В процессе трудовой деятельности, трудовых занятий рождался и накапливался трудовой опыт, трудовые традиции и навыки, трудовой фольклор,

Слайд 6 Все формы труда в народной культуре календарно регламентированы. Зимой женщины пряли,

мотали пряжу, шили, вышивали, обдирали пух с гусиных перьев, мужчины плели лапти, сучили веревки и вязали сети. Во многих местностях мужчины отходили на отхожие промыслы, нанимаясь печниками, плотниками, каменщиками. К сезонным видам хозяйственной деятельности относятся также охота, морской промысел, пастушество.
Все формы труда в народной культуре календарно регламентированы. Зимой женщины пряли, мотали пряжу, шили, вышивали, обдирали пух

Слайд 7Во время трудовых процессов, требовавших постоянных ритмических усилий, уже в глубокой

древности зародились трудовые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водочерпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч.
Во время трудовых процессов, требовавших постоянных ритмических усилий, уже в глубокой древности зародились трудовые песни. Они известны

Слайд 8 Трудовые песни – жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное

включение в тот или иной трудовой процесс. Являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма.
Трудовые песни – жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой

Слайд 9Особенности: несложная мелодия и текст, который не всегда имел определенное смысловое

содержание, отдельные слова, строки или текст были организующей командой,  служили сигналом к объединению усилий, началу  или завершению определенного трудового процесса (такие команды назывались трудовыми попевками). Такие попевки имели узкий квартовый диапазон, низкий регистр, простой четкий метр («раз-два – взяли»).
Особенности: несложная мелодия и текст, который не всегда имел определенное смысловое содержание, отдельные слова, строки или текст

Слайд 10Позже возникли более развитые мелодические припевки. С XVII века появился бурлацкий

труд. Стихотворение Некрасова (Выйди на Волгу!), картина Репина «Бурлаки на Волге».   Различия в видах трудовой деятельности привели к появлению разных типов трудовых песен, различных по ритму, содержанию, структуре. Среди них широкое распространение имели «дубинушки» - песни крючников, бурлаков, носильщиков, лодочников, грузчиков, сложенные на больших русских реках – Волге, Каме, на Дону и в др.
Позже возникли более развитые мелодические припевки. С XVII века появился бурлацкий труд. Стихотворение Некрасова (Выйди на Волгу!),

Слайд 11Припев является древнерусской трудовой песней, возник при коллективных работах по валке

деревьев, когда расчищались участки от леса для земледелия. "Дубинушка " — дерево, дуб; "идет-идет " — падает, валится. На постоянную значимость этой работы указывает древнерусское название января: сеченъ (одно из толкований: "время вырубки леса").
Припев является древнерусской трудовой песней, возник при коллективных работах по валке деревьев, когда расчищались участки от леса

Слайд 12В XX веке многие трудовые песни были обработаны для симфонического оркестра

или хора (Рахманинов: «Эй, ухнем», хоры Шостаковича, Шебалина и др.). Музыкальный материал: «Дубинушка», «Эй, ухнем», трудовая попевка «Ой да катим», «Наша барка», «Тащим балку»,
В XX веке многие трудовые песни были обработаны для симфонического оркестра или хора (Рахманинов: «Эй, ухнем», хоры

Слайд 13Песня «Дубинушка» была любимым бисом знаменитого певца Шаляпина. Исполнение Шаляпина приобрело популярность

в первые годы XX века, включая эпоху революции 1905—1907 гг. В своих воспоминаниях он указывает, что первый раз публично «в концерте» он спел её в 29 апреля 1905 года в Киеве на бесплатном выступлении для нескольких тысяч рабочих. При организации выступления он говорил: «никакой революционной пропаганды я и в помыслах не имел, я просто желаю петь для людей, неспособных платить».
Песня «Дубинушка» была любимым бисом знаменитого певца Шаляпина.  Исполнение Шаляпина приобрело популярность в первые годы XX века,

Слайд 16Стравинский: «Песня волжских бурлаков», обработка песни «Эй, ухнем» для духовых и

ударных инструментов
Стравинский: «Песня волжских бурлаков», обработка песни «Эй, ухнем» для духовых и ударных инструментов

Слайд 20Список литературы: Народное музыкальное творчество: Хрестоматия. 2-е изд. / Отв. ред. О.А

Пашина. – СПб., 2008. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Т. 1–2. – М., 1987–1988.
Список литературы: Народное музыкальное творчество: Хрестоматия. 2-е изд. / Отв. ред. О.А Пашина. – СПб., 2008. Народные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть