Слайд 1Презентация
Учителя музыки МБОУСОШ №59
Автозаводского района
Епишкиной М.А.
По программе Д.Б. Кабалевского
5
класс
Слайд 2Раздел программы:
“Можем ли мы увидеть музыку?”
Слайд 3Цель раздела:
1. Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
жизни
2. Показать, как разные виды искусства (поэзия, музыка, живопись) по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание
3. Знакомство с творческим содружеством композиторов “Могучая кучка”
4. Углубить представления учащихся о многократных связях музыки и живописи
5. Дать понятие “музыкальный пейзаж”
6. Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов
Слайд 4Задачи раздела:
1. Научить школьников воспринимать музыку, как
неотъемлемую часть жизни каждого человека.
2. Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
4. Способствовать развитию интереса к музыке.
5. Способствовать формированию слушательской культуры.
6. Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Слайд 5Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
1. О роли музыки в жизни человека
2.
Понятие искусство, виды искусства, определение оперы
3.Значение выражения “музыкальный портрет”,”музыкальный пейзаж”
4. О творческом содружестве музыкантов “Могучая кучка”
5. Основные сведения о композиторах, изображающих природу
Уметь:
1.Размышлять о музыке, применять полученные знания
2. Отличать оперу от других видов искусства
3. Сопоставлять произведения живописи и музыки
4. Пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем
5. Выразительно исполнять произведения, используя вокально-хоровые навыки
6.Выражать цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора
Слайд 6Темы уроков раздела:
1.Можем ли мы увидеть музыку?
2.Музыка передает движение
3.Богатырские образы в
искусстве
4.Героические образы в искусстве
5.Музыкальный портрет М.П.Мусоргский
7.Музыкальный портрет С.С.Прокофьев
8.Картины природы в музыке
9.Можем ли мы увидеть музыку?
10.Обобщение четверти
Слайд 7 Тема урока:
“Картины
природы в музыке”
Слайд 8Цель урока: Познакомить с понятием “музыкальный пейзаж”
Задачи урока :
Обучающие :
1. Показать
учащимся взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.
2. Продолжение знакомства с творчеством композитора М.П.Мусоргского.
3. Средства музыкальной выразительности.
Развивающие :
1. Развивать у учащихся эстетическое восприятие; чувство красоты.
2. Стремление к творчеству.
3. Вокально-хоровые навыки.
Воспитательные :
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям.
2. Доброе чувство к Родине, природе.
Слайд 9Жанр- Тематический
Тип урока- изучение нового материала
Методы и приёмы: наглядный , беседа,
рассказ, объяснение, сравнение, метод забегания вперёд и возвращения назад, обобщения, анализ, активное слушание
Слайд 10Проблема урока: Можем ли мы
увидеть музыку?
Оборудование:
Магнитофон.
Доска.
Фортепиано.
Репродукции картин.
Портреты композитора.
Слайд 11План конспект урока
Введение в тему урока
Работа по теме урока
Слушание и анализ
вступления к опере « Хованщина»
« Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусорского.
3. Повторное слушание. Задание.
4. Обобщение. Домашнее задание.
Слайд 12Над Москвой великой златоглавою,
Над стеной кремлёвской, белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих
гор
По тесовым кровелькам играючи
Заря новая поднимается;
Разметала кудри золотые
Умывается снегами рассыпчатыми
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
М.Ю. Лермонтов
Слайд 13Работа по теме урока.
Жанры живописи.
“Песня о картинах”- исполнение
Пейзаж
Натюрморт Портрет
Слайд 14Музыкальный пейзаж
Музыкальный пейзаж- пейзаж настроения, в котором выразительность интонации сливается с
изобразительными подробностями музыкального языка
Художественные средства музыки:
Тембр, лад, регистр, ритм, динамика, темп.
Слайд 15Слушание вступления к опере “Хованщина” “Рассвет на Москве- реке” М.П. Мусоргского.
М.П. Мусоргский
(1839-1881г.г.)
К. Моне
“Московский дворик” “Впечатление”
Слайд 20
«Утро стрелецкой казни».
В.Суриков
Слайд 21Повторное слушание.
Задание.
“Благовест”
“Восходящее солнце”
“Нежный свет”
“Пробуждение” (“Петухи”)
“Утренняя песнь”
Слайд 23Задание:
Подобрать к средствам выразительности эпитеты.
Ритм
Темп
Мелодия
Динамика
Тембр
Лад
Скорость движения музыки
Сила звучания
Краски музыки
Душа музыки
Согласие, стройность
Музыкальное время
Слайд 24Обобщение
Музыка М.П. Мусоргского- это чистый образ Родины. Его называют художником в
музыке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своём творчестве очень точно рисовал её образы.
И композитор и художник независимо друг от друга средствами, присущими их искусству, изобразили рассвет в жизни Русского государства, описали исторические события
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к произведению “Рассвет на Москве-реке”
Слайд 25
Заключение.
Учащиеся научились определять характер , настроение произведения , инструменты. Узнали
подробнее о средствах музыкальной выразительности . Познакомились с творчеством композитора М.Мусоргского , понятием «музыкальный пейзаж» , о связи музыки и живописи. Научились представлять «живописные картины».