Слайд 1Исследовательская работа:
«Значение чувашских народных песен в опере
Г. Хирбю
«Нарспи».
Работа ученицы 5 класса:
Чумбаковой Валерии
Руководитель: Ильина И.И.
Мариинско-Посадский район
МБОУ «Шоршелская СОШ»
2013 год
Слайд 2 Актуальность.
Чувашская оперная музыка
почти не звучит в эфире
радиостанций и по телевизору
не увидишь, а в интернете мы
смогли скачать только два
фрагмента.
Чувашская национальная
музыка и творчество чуваш-
ских композиторов используются в практике еще не в достаточной степени.
Слайд 3Цель.
Воспитание интереса и уважения к чувашской оперной музыке через активное
восприятие национальных особенностей народной музыки.
Слайд 4Задачи.
Изучить отношение чувашского народа к жанру песни и выявить
ее особенности;
Узнать музыкальное детство Григория Хирбю, откуда зародилась любовь к народной песне;
Изучить, какие народные песни и обряды вошли в оперу «Нарспи»;
Выявить взаимосвязь народной музыки с оперной музыкой .
Слайд 5Методы.
Получение информации из литературы и сети интернет;
Изучение поэмы К.Иванова «Нарспи»
Слушание оперы «Нарспи» и Анкетирование
Анализ полученных результатов в виде графики, диаграммы и вывода.
Слайд 6Отношение чувашского народа к песне и ее своеобразие
Общение через пение
ставится выше словесного общения, в этом суть национальной эстетики.
Красота и гибкость чувашских мелодий сочетается со строгими "правилами" их построения - отсюда название этой системы "пентатоника" (по гречески пента - "пять").
Слайд 7По песням мы узнаем о жизни чувашского народа, его труде, о
его чувствах и мыслях.
Слайд 8
Чувашский музыкальный фольклор - неисчерпаемый источник для современных композиторов
Слайд 9Музыкальное детство Григория.
Родился Г.Я.Хирбю в
нашем Мариинско-
Посадском районе,
в деревне Чикмерзино
(сечас там деревня Аксарино). Еще в детстве
он подрабатывая пастухом начал мастерить дудочки, играть на них, петь песни, импровизировал, выводил новые мелодии.
Слайд 10
Род Хирбиковых исстари был известен музыкально одаренными людьми, они хорошо играли
на: гуслях, скрипке, балалайке и гармонике, а мать Григория прекрасно пела народные песни.
Слайд 11С голоса бывшего
пастушка С.М. Максимов
записал и обработал
нес-
колько народных песен
Приметив музыкального мальчика С.М. Максимов, устроил его в интернат для одарённых детей и зачислил в класс скрипки.
Слайд 12Поэма «Нарспи» К.Иванова в музыкальном искусстве.
Поэма К.В. Иванова
«Нарспи»,
написанная
17-18 летним юношей –
всегда привлекала внима-
ние драматургов и композиторов.
Две оперы на сюжет поэмы были написаны ленинградскими композиторами В.Иванишиным и И.Пустыльником.
Слайд 13Опера «Нарспи», Г.Я. Хирбю еще при жизни композитора стала чувашской оперной
классикой,
Слайд 14
Премьера оперы «Нарспи» состоялась
6 ноября 1967 года на сцене Чувашского
музыкального театра и прошла с огромным успехом.
Слайд 15Либретто оперы композитор составил сам, при этом сюжетная линия и основное
содержание поэмы оставлены без особых изменений.
Отражение старинных чувашских народных песен и мелодий в опере «Нарспи»
Слайд 16Богато использован в музыкальной ткани
оперы фольклорный материал, особенно
в массовых хоровых сценах.
Слайд 17Здесь мы слышим записанную на родине поэта хороводную «+ырла ё=та: ай
пит пи=е»
Слайд 18
Мне очень нравятся хороводные сцены «Атьёр: х.рсем: утар-и?»
Слайд 19Стремясь создать правдивую картину свадьбы композитор пользуется подлинными народными
мелодиями.
Слайд 20Старики запевают знаменитую застольную «Алран кайми аки - сухи». В старину
без нее никогда ни один пир не начинался.
Слайд 21
Один за другим следуют картины чувашского свадебного обряда.
Слайд 22Напев «М.нш.н шёппён ларатёр» почти совпадает с девичьими свадебными песнями чувашской
деревни
Слайд 23
«Арча ук=и алё пус» - игривая, задорная перекличка, так пели на
свадьбе подружки невесты.
Слайд 24
Веселье заканчивается грустной песней
«Тухать-и те: тухмасть-и?».
Слайд 25Познакомившись с оперой и изучив подлинно народные песни в опере «Нарспи»,
мы составили таблицу песенных обрядов, которые так богато украсили оперу:
Слайд 26Составили вопросы анкет для учащихся 5 класса:
1. Какие из перечисленных 17
жанров песен вы знаете, слышали дома или в деревне?
2. Любите ли вы чувашские народные песни?
Слайд 27Сравнили данные песенных жанров:
1) в старинных обрядах; 2) в опере «Нарспи»
3) из анкет учащихся. Из нашей диаграммы видно, что в опере «Нарспи» богато использован фольк-лорный материал, а учащиеся 5 класса тоже зна-комы такими же песенными жанрами.
Слайд 28 Выводы
Г.Хирбю в опере «Нарспи» сумел обобщить черту чувашской
народной песенности.
Изучение оперы в общеобразователь-ной школе ведет к глубокому понима-нию духа и стремлений народа. .
Знакомство с чувашской оперой расширяет музыкальный кругозор школьников.
Пройти путь от фольклора к восприятию оперы, глубокого по содержанию музыкального произведения.
Слайд 29Использованный материал:
Программа по чувашской музыке.. для 1 - 8 классов.
Чебоксары. 2008
Музыка 4 класс по программе Д. .Б. . Кабалевского. Издательство «Учитель». Волгоград.
Кондратьев М.Г. "Песни низовых чувашей". Чебоксары, Чувашское книжное издательство 1981
Кностантин Иванов «Нарспи» поэма. Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 2008
Илюхин Ю.А. "Григорий Хирбю". Чебоксары, Чувашкнигоиздат., 1985
Кудаков Ю.Д. "Чувашское народное песенное творчество" Чебоксары, 1987
Эрре Т.А. «Национальная опера в автономных республиках Поволжья и Приуралья.. Чебоксары. Чувашское книжное изд. 1988
Мастера музыкального искусства. Том 7. Чебоксары. Чувашское книжное изд. 2009