Слайд 1Жанры музыкального искусства
Слайд 2Жанры музыкального искусства
Слайд 3ОПЕРА
Опера ( итальянское - opera -сочиняю)- музыкально-театральное произведение, сочетает сольное, ансамблевое
и хоровое пение , инструментальную музыку, сценическое и декоративное искусства.
Опера как жанр сформировалась в 16 веке ( в Европе). В России опера появилась лишь в 18 веке.
Слайд 4ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПЕРЫ
Основой сценического действия (оперного спектакля) является - либретто. Либретто
- в переводе с итальянского - книжечка. В опере либретто - литературный текст, обычно - в стихах.
Вокальная музыка в опере - различна. Это арии (сольное пение), речитативы, ансамбли (дуэты, трио, квартеты), хоровая музыка.
Инструментальная музыка - увертюры, антракты, исполняется симфоническим оркестром.
Иногда в оперу включают балетные сцены, разговорные диалоги.
Слайд 5БАЛЕТ
Балет (франц. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического
искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.
Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) История русского балета начинается с 1738 года.
Слайд 6ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАЛЕТА
Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический
замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты.
Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец.
Немаловажную роль в балете играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.
В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.
Слайд 7СИМФОНИЯ
Симфония (греч. συμφωνία — «созвучие, стройное звучание, стройность») — музыкальное произведение
для оркестра.
Первые симфонии в теперешнем понимании появились в центре Европы во второй половине XVIII века.
Первым образцом жанра в России может считаться «Концертная симфония» Д. С. Бортнянского, написанная в 1790 году для камерного ансамбля.
Слайд 8ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИМФОНИИ
Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава
(симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров;
В симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
Симфония может сближаться с другими музыкальными жанрами (симфония-сюита, симфония-фантазия, симфония-поэма и др.)
Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей
Слайд 9ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИМФОНИИ
1-я часть — в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется
небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме;
2-я часть — в медленном движении, в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты (сложной трёхчастной), реже в сонатной форме;
3-я часть — менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме;
4-я часть — в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.
Слайд 10КОНЦЕРТ
Концерт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от
лат. concertare — состязаться) — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром.
Концерт появился в Италии на рубеже XVI—XVII веков как вокальное полифоническое произведение церковной музыки.
Слайд 11ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТА
Концерт в переводе с латинского языка означает состязаться, а
с итальянского – согласие. В чем же здесь секрет? Исполняя концерт, солист, как бы соревнуется с оркестром , и в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.
Слайд 12КАНТАТА
Кантата - (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное
произведение для солистов, хора и оркестра.
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой.
Слайд 13ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАНТАТЫ
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного
голоса (мадригал) называлось кантатой.
С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии,а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением.
Она бывает светского и духовного содержания.
Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.
Слайд 14СЮИТА
Сюита — музыкально-хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, например, «балетная сюита».
Термин
«сюита» был введён во второй половине XVII века французскими композиторами.
Слайд 15ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЮИТЫ
Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней
и танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают большая самостоятельность частей, не такая строгость, закономерность их соотношения.
В конце XVII века в Германии сложилась точная последовательность частей: