Слайд 1Представители «могучей кучки»
Работу выполнила
Шумская Ирина
Слайд 3История появления:
1)
Первым шагом к появлению «Могучей кучки» стал приезд из
Нижнего Новгорода в Петербург М.А. Балакирева в 1857г. Тогда ему было всего лишь 18 лет, но он уже успел снискать славу одаренного музыканта. Милий Алексеевич увидел свой долг в служении отечественной культуре – он решил стать музыкантом-просветителем.
Слайд 42)
В 1856 году страстный поклонник камерной музыки, инспектор Петербургского
университета А.И. Фицтум фон Экстедт регулярно проводил в своем доме квартетные собрания, на одном из которых и произошла знаменательная встреча Балакирева с Ц.А. Кюи.
Слайд 53)
Регулярно устраивались собрания и в доме С. Даргомыжского. Именно там, в
1857 году Кюи подружился с гвардейским офицером М. П. Мусоргским. Кюи, в свою очередь, представил молодого военнослужащего Балакиреву, и с тех пор Модест Петрович стал частым гостем в его доме. Мусоргский был так вдохновлен этим знакомством, что в первое время даже брал у него уроки.
Слайд 64)
Следующим ряды будущей «Могучей кучки» пополнил Н.А. Римский-Корсаков в 1862г. Произошло
это с подачи его педагога Ф.А. Канилле. Причем, заслуга этого учителя перед музыкальным искусством огромна, ведь именно благодаря ему воспитанник Морского Кадетского корпуса Римский-Корсаков продолжил занятия музыкой, вопреки запретам его старшего брата.
Слайд 75)
Поскольку Канилле был близок со многими выдающимися музыкантами своего времени, он
твердо решил ввести в этот круг и Римского-Корсакова. 26 ноября он привел его в дом Хилькевича, расположенный на Офицерской ,где и собирались молодые музыканты. В 1862 году на такой встрече Бородин был представлен Балакиреву и Кюи.
Слайд 8Композиции
Оперные произведения: «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Псковитянка» Римского-Корсакова,
«Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского. Эпос и народные сказки стали источником вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов «Могучей кучки. Важным оказался и восточный элемент, мелодии иных народов. Это «Исламей», «Тамара», «Князь Игорь», «Золотой петушок», «Шехерезада».
Слайд 9Главные идеи
Именно жизнь, чаяния и интересы русского народа стали
главной темой в творчестве членов кружка Балакирева. «Могучая кучка» композиторов записывала, изучала образцы народного творчества и фольклора, вплетала народные песни и сказания в «серьезную» симфоническую музыку и оперы.
Слайд 10Распад кучки
Распад произошёл в 70-е годы ХIХ века.
«Могучая кучка» распалась, но пять русских композиторов продолжали творить.
Отчасти распад был вызван тяжёлым душевным кризисом Балакирева и его отходом от активного участия в музыкальной жизни. Но главная причина распада «Могучей кучки» — во внутренних творческих расхождениях. Балакирев и Мусоргский неодобрительно отнеслись к педагогической деятельности Римского-Корсакова в Петербургской консерватории и рассматривали это как сдачу принципиальных позиций.
Слайд 11Значение
Усилиями балакиревцев была открыта бесплатная музыкальная школа для талантливых людей разных
сословий. При школе давали бесплатные концерты произведений кучкистов и близких по духу композиторов. Школа пережила балакиревский кружок и работала вплоть до революции.