Слайд 2Вслушайтесь в звуковой и музыкальный язык.
О чём Устинья и Машутка сочиняли
песню?
Если бы вы сочиняли песню, то как она у вас звучала?
(средства музыкальной выразительности , музыкальные инструменты, и исполнители)
Работа с текстом песни
А) средства музыкальной выразительности
1 Мелодия (интонация)
2 ритм
3 динамика
4 тембр
5 темп
Б) музыкальные инструменты
1 Народные
2 Классические
(оркестр, ансамбль от 2 и более инструментов, соло)
В) Исполнители
Хор (мужской, женский, детский, смешанный)
Ансамбль от 2 и более человек
Соло (женский, мужской, детский)
Слайд 3 Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых лучах
красноватое
солнце. Тихий голос женщины, медный плеск колоколов и стеклянное кваканье
лягушек - все звуки, которыми жив город за эти минуты. Звуки плывут низко
над землею, точно ласточки перед дождем. Над ними, вокруг их - тишина,
поглощающая всё, как смерть.
А. М. Горького «Как сложили песню»
Слайд 4Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:
- Ну-кось,
Машутка, подсказывай...
- Чего это?
- Песню сложим...
И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:
Эх, да белым днем, при ясном солнышке.
Светлой ноченькой, при месяце...
Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:
Беспокойно мне, девице молодой...
А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:
Все тоскою сердце мается...
Слайд 5Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:
-
Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить... Ну-ко...
Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ленивому
звону колоколов, она снова ловко заиграла словами и звуками:
Ой, да ни зимою вьюги лютые,
Ни весной ручьи веселые...
Горничная, плотно придвинувшись к ней, положив белую голову на круглое плечо ее, закрыла глаза и уже смелее, тонким вздрагивающим голоском
продолжает:
Слайд 6Не доносит со родной стороны
Сердцу весточку утешную...
Звонить перестали, а стоны лягушек еще звучней, и тишина гуще, жарче.
Жаворонок над полями поет,
Васильки-цветы в полях зацвели,
- задумчиво поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а
горничная вторит складно и смело:
Слайд 7
Поглядеть бы на родные-то поля!
И
Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова:
Погулять бы, с милым другом, по лесам!..
Кончив петь, они длительно молчат, тесно прижавшись друг ко другу;
потом женщина говорит негромко, задумчиво:
- Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь...
Слайд 8Эх, да белым днем, при ясном солнышке,
Светлой ноченькой, при месяце...
Беспокойно мне,
девице молодой...
Всё тоскою сердце мается...
Ой, да ни зимою вьюги лютые,
Ни весной ручьи веселые...
Не доносят со родной стороны
Сердцу весточку утешную...
Жаворонок над полями поет,
Васильки-цветы в полях зацвели,
Поглядеть бы на родные-то поля!
Погулять бы, с милым другом, по лесам!..
Слайд 9 Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах, ты, степь широкая:". Обратите
внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот).
Слайд 10Как звучала эта песня?
Кто её исполнял?
Что в ней необычного
в сравнении с современными песнями?
А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой?
Слайд 11Как вы думаете, что общего между русской народной песней
"Ах, ты,
степь широкая…"
и живописным сюжетом В.Д. Поленова "Монастырь над рекой".
Слайд 12Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.
Мелодия величава как
православные монастыри.
Вдалеке - бескрайние широкие просторы.
Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой - матушкой.
Слайд 13Русская народная песня обр. А. Алябьева
"Вечерний звон" автор И. Козлов.
Вечерний
звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.
Слайд 15И. Левитан «Вечерний звон»
Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки
русской душе?