Слайд 1Василий Павлович
Соловьев-Седой
Слайд 2Василий Павлович
Соловьев-Седой
Слайд 3История создания песни "Подмосковные вечера"
Нашей молодежи, всегда готовой на ратный и
трудовой подвиг во имя Родины, будь то ликвидация вражеской вылазки на границе или борьба за хлеб, свойственны не только героика или романтика. Ее жизнь богата красками и звуками, ее настроению порой отвечает и негромкая, но касающаяся самых сокровенных струн души лирическая песня. Такая, например, как «Подмосковные вечера» композитора Соловьева-Седого и поэта Матусовского.
Слайд 4«Подмосковные вечера» были написаны для документального фильма «В дни спартакиады», который
появился на экранах кинотеатров в 1956 году. Потом песню исполнил по радио актер МХАТа, популярный певец, заслуженный артист РСФСР Владимир Трошин, и музыкальную редакцию засыпали письмами с просьбой ее повторить.
Но особенно популярной песня стала в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Москве (в июле 1957 года она была отмечена первой премией и Большой золотой медалью на Международном фестивальном конкурсе).
Слайд 5певец, заслуженный артист РСФСР Владимир Трошин
Слайд 6История создания песни "Подмосковные вечера"
Год спустя в Брюсселе открылась Всемирная выставка,
на которой в числе других советских коллективов выступал Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. Главной песней в его репертуаре были «Подмосковные вечера», которыми открывались и закрывались концерты советского искусства в национальные дни Советского Союза.
Широко звучала песня и на советской выставке в Нью-Йорке в 1959 году. Американцы встретили ее как доброго друга — еще раньше их познакомил с ней выдающийся пианист Ван-Клиберн, победитель Первого Международного конкурса имени Чайковского в Москве, включивший в программу своих выступлений собственную фортепианную транскрипцию песни.
Слайд 7Ленинградский музыковед А. Сохор в своей книге о композиторе Соловьеве-Седом1 рассказывает,
как некий предприимчивый английский музыкант — руководитель джаза, отдыхая в Италии, услышал по радио мелодию «Подмосковных вечеров». Она так ему понравилась, что он записал ее на коробке сигарет и тут же отправился в Англию, прервав свой отдых. Неизвестно, когда он успел сделать аранжировку,— наверное, в самолете, на котором летел в Лондон, но так или иначе песня звучала в концерте его джаза уже на следующий день.
У французов есть своя версия песни под названием «Время ландышей».
«Подмосковным вечерам» посвящено стихотворение известного ленинградского поэта Александра Прокофьева «В Турку» (Турку — город в Финляндии, где Прокофьев в гостях у местных пионеров слышал «Подмосковные вечера»
Слайд 9Вот это стихотворение:
Играй, мой товарищ, играй, мой дружок.
Ты галстуком красным мне
сердце зажег.
И красною искрой большого костра
Летят «Подмосковные вечера».
Встает Подмосковье, цветет Подмосковье.
Ну что же — цвети, говорю, на здоровье!
Прохладой дыши и гори на губах,
Цвети в этих белых финляндских снегах!
Звени в Чернолесье, сверкай в Краснолесье,
На месте не стой, величальная песня.
В заснеженном Турку и там, под Москвой
Тряхнут пионеры льняной головой.
Тряхнут головою, и флаги взовьют,
И частую дробь барабана забьют.
Греми, барабан пионерский, греми,
Губную гармошку в подмогу возьми!
Слайд 10«Подмосковные вечера».
Они уже не только «подмосковные» — как-то само собой
получилось, что там, где их поют, происходит маленькая редакция текста: исполнителям хочется считать эту песню своей, и они заменяют «подмосковные» на «астраханские», «наши псковские», «армавирские», «ленинградские» вечера.
Слайд 11Автор музыки «Подмосковных вечеров» Василий Павлович Соловьев-Седой родился в апреле 1907
года в Петербурге, и детство его прошло на Старо-Невском проспекте, где отец, витебский крестьянин, получил место дворника.
«Аптека с позолоченным двуглавым орлом над вывеской, небольшой кинотеатрик с громким названием «Слон», похоронное бюро, мастерская, где изготовляли вывески» - дом, в котором прошло детство композитора
Слайд 12Отец хорошо играл на трехрядной гармонике, мать, выросшая в деревне на
Псковщине, знала много крестьянских песен. Способному к музыке мальчику отец купил балалайку, а потом была гитара, а потом — пианино в кинотеатре «Слон»... А после революции — трудовая школа, молодежный клуб, самодеятельность и импровизации, импровизации, импровизации... Когда двадцатидвухлетний юноша пришел поступать на композиторское отделение музыкального техникума, он не смог представить приемной комиссии ни одного своего сочинения — он мог только сыграть их, записывать ноты он не умел.
Слайд 13Но уже через два года Соловьева взял в консерваторский класс крупнейший
ленинградский композитор-педагог Петр Борисович Рязанов
«Высокий вихрастый паренек в очках с железной оправой, из которых выглядывали добродушные, по-детски синие глаза, играл свое новое сочинение. Вокруг рояля толпились ученики Рязанова, с любопытством слушая песню, которую с подлинным артистизмом исполнял автор.
Слайд 15«Подмосковные вечера», конечно, самая популярная песня Героя Социалистического Труда композитора В.
Соловьева-Седого.
Ее музыку слышат ежедневно не миллионы, а миллиарды людей планеты — она звучит позывными «Маяка» ровно 48 раз в сутки, каждые полчаса. Какая другая песня и мире может соперничать в известности с нашими любимыми «Подмосковными вечерами»!
Слайд 16Т Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до
утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра.
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.
Что ж ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня?
Трудно высказать и не высказать
Все, что на сердце у меня.
А рассвет уже все заметнее...
Так, пожалуйста, будь добра,
Не забудь и ты эти летние
Подмосковные вечера!
Слова М. Матусовского