Слайд 1Вокально-хоровая работа
в детском саду
Слайд 3
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОЛОСА
Общие проблемы
при пении дошкольников:
неточное интонирование,
крикливая манера пения,
открытый, «белый» звук,
невнятная дикция.
Слайд 4
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
ВКЛЮЧАЕТ :
вокальные упражнения;
работу над певческой установкой;
над певческим дыханием;
над звукообразованием
и динамикой;
над артикуляцией и дикцией;
над ритмом и темпом;
работа над расширением диапазона;
над интонацией и выразительностью.
Слайд 5Вокальные упражнения
Необходимо учитывать следующие
дидактические правила:
всегда ставить перед детьми конкретную учебную
задачу —
объяснить, что они должны сделать ;
2) показать способ выполнения действия, словесно пояснить,
т.е. использовать принцип «Делай, как я»;
3) неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя
его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу;
4) постоянно контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных
упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного
упражнения;
5) включать вокально-хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.
Слайд 6
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Если хочешь сидя
петь, не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.
Руки, плечи — все свободно, петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь - головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.
РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ
Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения:
дыхательные упражнения без звука;
звуковые дыхательные упражнения;
упражнения под музыку.
Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы,
а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани
кислородом, укрепляют нервную систему.
Слайд 7
Атака звука - это переход голосового аппарата от дыхательного
к певческому состоянию.
Нужно научить детей умению слушать и отличать красивое
пение от некрасивого, т.е. умению постоянно
контролировать себя. Громкое пение не значит красивое.
ЗВУКОВЕДЕНИЕ
Педагог должен всегда выполнять правила:
1) вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике;
2) обучать навыку пения необходимо на материале простейших попевок;
3) перед детьми должна стоять конкретная задача;
4) необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;
5) надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.
Слайд 8
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ
Приемы, помогающие добиться чистоты интонирования
1. Пение а сарellа. Пение
без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом.
2. Пение в сопровождении металлофона или флейты. Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.
3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». Звук «у» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой, уколоть ее.
4. Пение с солистами. Все дети поют песни, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни.
Слайд 9АРТИКУЛЯЦИЯ И ДИКЦИЯ
Можно использовать следующие методические приемы:
1. Утрированный показ артикуляции педагогом
на начальном этапе.
2. Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
3. Озвученная артикуляционная гимнастика.
4. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение
с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.
5. Пальчиковые игры с предметами.
6. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном
темпе, характере, с использованием звучащих жестов по К.Орфу.
Слайд 10РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА
Общий диапазон голоса у детей
(по Гуцману)
Слайд 11Основные положения расширения диапазона дошкольников (Г.П. Стулова) :
1) пение без придыхания,
плавно;
2) при вокализации на гласную должна звучать
чистая фонема;
3) пение должно быть непринужденным;
4) рот при пении открывается умеренно;
5) петь без гримас и усилий;
6) петь не громко и не тихо;
7) уметь долго тянуть звук ровным по силе голосом;
8) петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком;
9) прямо, без «подъездов», попадать в ноту;
10) не допускать, чтобы начинающий певец уставал.
Слайд 12Работа над динамикой
и ритмом
Динамика— совокупность явлений, связанных
с громкостью, — силой звучания.
Ритм - соотношение длительностей звуков в их последовательности.
Упражнения на развитие ритма:
1. Прохлопывание ритма попевок ладошками, палочками.
2. Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом и пропевание их.
3. Пение по ритмическим картинкам.
4. Игры «Узнай песню по ритму», «Зеваки и торопыги», «Хлопки» и др.
Слайд 13РАБОТА НАД ТЕМПОМ
Темп— скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей.
Темп определяет абсолютную скорость исполнения пьесы и тесно связан с характером, стилем, жанром пьесы и со всеми элементами музыкальной формы.
Темп зависит также от индивидуальности артиста, его музыкального опыта и традиций исполнения.
Слайд 14Р Е П Е Р Т У А Р
Репертуар — совокупность
произведений, исполняемых на концерте или изучаемых в процессе занятий.
Правила, которые необходимо соблюдать при составлении репертуара:
художественная ценность произведения;
его доступность для понимания детей;
соответствие возрастному диапазону;
песня должна представлять интерес для детей;
песня должна способствовать вокальному росту ребенка.
Слайд 15МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПЕСНЕЙ
Обычно процесс работы над песней
проходит в течение 7-8 занятий и состоит из нескольких этапов:
1) разучивание песни;
2) закрепление текста;
3) работа над качеством исполнения;
4) закрепление песни,
5) концертное исполнение.
Слайд 16Певческая работа
Музыкальное занятие с вокальной направленностью
может включать в себя следующие компоненты:
1) вокально-двигательную гимнастику;
2) танцы с пением;
3) упражнения на развитие дыхания;
4) вокально-хоровые упражнения различных видов;
5) артикуляционную гимнастику;
6) дикционную разминку;
7) речевые и ритмические игры;
8) песни;
9) музыкальные пальчиковые игры;
10) вокализацию при слушании музыки;
11) музыкальные игры с пением.
Слайд 17 Обучение пению — процесс достаточно сложный и длительный, требующий
от педагогов большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка занятия не была потрачена зря. Вспомним слова Протагора:
«Нет ни искусства без упражнения,
ни упражнения без искусства».