Слайд 1Учитель музыки МОБУСОШ № 8 им. А. Г. Ломакина
Писарева Юлия Александровна
Тема:
«Творческое взаимодействие педагога и учащихся в художественно- информационном пространстве на уроках искусства в контексте ФГОС».
Слайд 4В преподавании музыки, в связи с внедрением ФГОС, я использую следующие
технологии:
технология развития ассоциативно – образного мышления школьников;
здоровье сберегающая технология;
игровая технология;
проектная технология;
проблемное изложение учебного материала;
информационно - коммуникационные технологии;
технология системно - деятельностного подхода.
Слайд 6Принцип творчества -
означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение
учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.
Слайд 7Актуальность темы:
в том, что урок искусства, как процесс познания искусства,
играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний). Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках искусства является достаточно актуальной.
Слайд 8Цель: развитие креативности школьника посредством искусства (музыки, ИЗО, МХК) и привлечение
к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.
Слайд 9 Задачи:
Воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной
культуры, используя инновационные технологии;
развивать способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми;
расширить и систематизировать базовые знания учащихся с использованием дополнительных образовательных ресурсов;
включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
создание каждому ученику ситуации успеха.
Слайд 11Программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка»
Слайд 12 Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать
и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках по музыке системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.
Слайд 13Система творческих заданий:
«Музыкальная разминка»;
«Путешествие в мир звуков»;
«Творческий марафон».
Слайд 14«Музыкальная разминка»
«Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления
от прослушанной музыки.
«Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.
«Что я знаю о прослушанной музыке?»- вставить недостающие слова в текст.
Слайд 152 класс тема урока
«Плясовые наигрыши».
Музыка ___________ _________
«Камаринская» звучала______,
________, ______. Её исполняли _______ _______. _______ . Мелодию «Камаринской» сочинил народ, но композитор ______
_________ использовал мелодию этого наигрыша в своём произведении. Это называется музыка в ______ _____.
Слайд 16Музыка плясового наигрыша «Камаринская» звучала весело, энергично, озорно. Её исполняли
русские народные инструменты. Мелодию «Камаринской» сочинил народ, но композитор П. И. Чайковский использовал мелодию этого наигрыша в своём произведении. Это называется музыка в народном стиле.
Слайд 17«Путешествие в мир звуков»
«Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние
природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? Для жизнерадостной?
«Цветная гамма». После прослушивания и исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки.
«Я - поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.
«Я – композитор». Сочините музыку к предложенным рисункам.
«Угадай мелодию». Это мультимедийная игра .
Слайд 18«Творческий марафон»
«В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку
к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.
«Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.
«Я - артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.
Слайд 19- «Разыграй песню». Ребятам предлагается придумать сценическое исполнение песни. Продумать костюм,
грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразить концертное исполнение.
Слайд 20«Sonata не только классика»
«Шедевры музыки»
Слайд 21Одной из форм системно - деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся.
Исследовательский проект.
Тема: «Прошлое, настоящее и будущее музыкального театра».
Автор: Шиванова Марина Андреевна,
ученица 7 «Б» класса.
Научный руководитель: Писарева
Юлия Александровна,
учитель музыки.
Слайд 23Исследовательский проект.
Тема: «Цвет музыкальных тональностей».
Автор: Шиванова Марина Андреевна,
ученица 8 «Б» класса,
МОБУ СОШ № 8 им. А. Г. Ломакина.
Научный руководитель: Писарева
Юлия Александровна,
учитель музыки,
МОБУ СОШ № 8 им. А. Г. Ломакина.
Слайд 24Результативность предложенной методики:
личностное развитие учащихся;
повышение интереса школьников к учебным занятиям в
целом;
рост познавательной активности учащихся в процессе обучения;
изменение самооценки учащихся;
воспитание активности и самостоятельности;
формирование у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
развитие музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
создание и предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.
Слайд 25Вывод: таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:
систематичность и последовательность; возможная индивидуализации обучения в рамках всего класса; работа с одарёнными детьми; использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.
Слайд 26Список литературы:
- Ананьева И. И. «День полный событий» (MIMIO в обучении
музыке в начальной школе): (интерактивная доска на уроке) /И. И. Ананьева. С. И. Горлицкая //Компьюиерные инструменты в школе.-2009. - № 5. – С. 47-53.
- /Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. – К., - 2000. - №1. – С. 45 – 50.
- Семёнова Д. А. Традиционные и инновационные виды деятельности при использовании ИКТ на уроках музыки / Д. А. Семёнова //Информатика и образование. – 2010. - № 1. – С. 17 – 20.
- /Штепа В. Компьютернные обучающие программы на уроках музыки в 5 – 7 классах //Компьютер в школе и семье. – К., 1999. – С. 33 – 37.
- Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
- Интернет ресурсы:
http://www.audio4kids.ru - (СД «Музыкальные инструменты»)
http://www.korax.narod..ru - (СД Энциклопедия «Музыкальные инструменты»)
http://www.mediahous.ru - (Интерактивная музыкальная игра ««Волшебная флейта»)
http://www.mediahous.ru - (Интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик») http://ru.wikipedia.org – (мультимедия)
http://pedsovet.su – (интерактивная игра « Угадай мелодию»)