Слайд 1Романс «Я помню чудное мгновение»
Два музыкальных посвящения
Слайд 2Образный строй романсов
Содержание романсов русских композиторов охватывает различные сюжеты – от
философских раздумий о смысле жизни до восторженного любования красотой природы. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к добру, любви, к красоте.
Слайд 3Романс
Это жанр камерной музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшим
количеством слушателей. Сейчас романсы можно услышать и в больших концертных залах.
Слайд 4Воздействие романса
Романсы оказывают благотворное, целительное воздействие на душу слушателя.
Исполнитель, погружаясь
в мир чарующих звуков, словно соединяется с образом лирического героя романса, передает тончайшие художественные оттенки произведения. Воображение слушателя начинает «откликаться» на поэтически одухотворенное чувство, запечатленное чувство, запечатленные создателями романса – композитором и поэтом.
Слайд 5композитор
поэт
исполнитель
слушатель
Слайд 6Вопросы для слушания
Какие образы созданы композитором в этих романсах?
Какие особенности музыкального
языка придают неповторимый колорит этой музыке?
Какие приемы исполнения подчеркивают единство слова и музыки в романсах?
Слайд 7Какие чувства ты испытываешь, слушая неизвестный романс?
Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные
образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов
Слайд 8Два музыкальных посвящения
«Я помню чудное мгновение»
Эта музыка напомнит
тебе
Дни любви и младости
М.И.Глинка
Слайд 9Михаил Иванович Глинка
(1804-1857)
Слайд 11Романс «Я помню чудное мгновение» А.С.Пушкина, считается шедевром русской романсовой лирики,
одним из лучших произведений начала XIX века. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая» запись переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
Слайд 12Прочитай стихотворение, вслушиваясь в его звучание:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась
ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Слайд 13Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос
нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Слайд 14Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой
красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Слайд 15Вопросы к чтению
Подбери к каждому из шести четверостиший названия, которые соответствуют
их образно-смысловому содержанию. Можно ли их объединить в более крупные разделы (2-3)?
Музыкальная форма из двух или трех частей может раскрыть образ этого стихотворения?
Слайд 16Вопросы к слушанию
Послушай романс М.Глинки на эти стихи.
Как М.Глинка передал смену
чувств и переживаний в этом романсе?
Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния поэтического высказывания?
Слайд 17Содержание и форма
порыв
воспоминание
забвение
вдохновение
Слайд 20«И жизнь, и слезы и любовь»
Стихотворение было посвящено Анне Петровне Керн,
а Глинка сочинил свой романс в честь её дочери Екатерине Ермолаевне Керн.
Романс был сочинен в 1840 году, через несколько лет после трагической гибели Пушкина.
Слайд 21Единство формы и содержания
Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором
отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминания о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания с любимой.
Слайд 22Особенности сочетания текста и мелодии
Смысловая выразительность поэтической речи передается:
Ритмическими акцентами,
подчеркивающими ощущение мимолетности «Как мимолетное видение»
Убедительные повторы «Как гений чистой красоты»
Энергичный, «поступательный» ритм «Шли годы, бурь порыв мятежный»
Слайд 23Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других
и является отличительной чертой стиля М.Глинки.
Слайд 25Вопросы для слушания
Какие приемы музыкального развития использовал М.Глинка – повтор, контраст?
Какие
функции выполняет в романсе вступление и заключение?
Чем отличаются две интерпретации этого романса?
вступление
кода
реприза