Слайд 1«Крымский веночек»
Работа по реализации региональной парциальной программы по гражданско – патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму.
«Танцы
Народов Крыма»
Подготовила Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад «Лучик»
Зуре Фемиевна Халилова
Слайд 2Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения - Хореография занимает особое
место.
Танец является богатейшим источником формирования эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное "Я".
Цель моей работы - всестороннее развитие гармоничной личности, формирование эстетического вкуса средствами хореографического искусства.
Слайд 3
Основные задачи:
Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края;
воспитывать любовь к родной земле через слушание музыки, разучивание песен и танцев родного края.
Слайд 4
- Формировать духовно – нравственное воспитание и чувство сопричастности к
родному краю, к родной культуре, семье и дому.
- Развивать художественные и творческие способности детей через ознакомление с народным творчеством (песни, танцы, игры)
- Побудить детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через танец..
- Воспитывать дружественные отношения и любовь к культуре народов Крыма.
Слайд 5С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на
досугах и при участии в народных праздниках и утренниках.
Народная музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает
эмоционально-психологическое благополучие.
Слайд 6Одним из способов знакомства с культурой народов Крыма можно смело назвать
танец, ведь именно в танце заключена многовековая история и традиции. Народный танец имеет традиционные для той или иной местности черты. Его движения, ритмы, костюмы, в которых он исполняется, характерны, ярки, узнаваемы. Народный танец дает возможность почувствовать менталитет жителей того или иного региона, области, страны!
Слайд 7Танец во многом подобен музыке. Точно так же как и музыка
он выходит из горячего взволнованного человеческого сердца и обращается не к логике, не к разуму человека, а к его
чувствам и эмоциям.
Как и песня, танец всегда жил со своим народом, переходил из поколения в поколение. Будто страницы своеобразной летописи, танцы рассказывают о далеком прошлом того или иного народа, о его настоящем, удачах и обычаях, о труде и подвигах.
Слайд 8Я приглашаю вас на праздник музыки и танца, где мы с
вами сможем ощутить темперамент и характер каждого народа, населяющего этот прекрасный - многонациональный Крым.
Слайд 10Изучение русского народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором
нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации.
Все основные движения русского танца отражают черты национального характера русского народа.
Русские танцы являются составляющей частью народной хореографии, разнообразны в ритмическом и мелодическом отношении.
Слайд 12 Самой простой формой русских танцев являются хороводы – неотъемлемая составляющая
весенних и летних больших праздников. Хороводы как медленные, так и быстрые – строятся на простых танцевальных движениях – русский переменный шаг, простой шаг, припадания и т.д. Композиции хороводов напоминают причудливые узоры русских кружев, исполняются не только в кругу, но и в линиях, змейках, цепочках.
Слайд 14Наряду с танцами, имеющими законченную форму, широко распространены переплясы, в которых
между танцующими возникает своеобразное соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности.
Одним из наиболее распространённых был шаг, состоявший из множества элементов, в том числе из приседаний. Распространённым вариантом шага были дробушки, то есть быстрые движения ногами на одном месте. Частым элементом русской пляски были хлопание в ладоши солисту.
Слайд 16Самые популярные русские народные танцы:
«Калинка», «Барыня», «Кадриль» и «Сударушка»
Слайд 17Народный крымскотатарский танец, бережно сохраняя свои национальные традиции всё время находиться
в состоянии развития. Все известные танцы крымских татар делятся: мужские и женские, сольные, смешанные, групповые.
Слайд 18Наиболее характерными являются следующие движения: раскрытые на уровне плеч руки у
мужчин, корпус стройный, величавый, локти полу - согнуты. Вывернутые кисти рук «от себя» на уровне груди у женщин. Применяются волнообразные движения рук впереди себя (справа налево и наоборот), а так же вращательные движения кистей. Основное характерное движение ног – «ход переменным шагом». Характерны так же мелкие движения плеч «вверх – вниз, вперед – назад».
Слайд 19Подготовительная группа «Солнышко лучистое»
Слайд 20Рисунок танца во многом произволен, за исключением сюжетных танцев, но с
определённым набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия, диагональ, полукруг, круг. Количество исполнителей от одного до восьми человек. О
По тематическому содержанию крымскотатарские народные танцы разнообразны и делятся на хороводные ,парные, сольные. дн человек.
Слайд 21Среди особо популярных крымскотатарских танцев являются:
1. «Агъыр ава-Хайтарма» – один из
самых старинных танцев. Название исходит от мелодии, состоит он из двух частей:
I ч. - медленная, плавная, величавая «Агъыр ава»
II ч. – быстрая, в то же время грациозная «Хайтарма».
2. «Чобан авасы» - танец пастухов.
3. «Хоран» - хороводный танец.
Слайд 23Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует, прежде всего, отметить то, что на
их развитие огромное влияние имели обряды Украины, изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других славянских народов.
Визитной карточкой танцев Украины, является «Гопак». Это был воинственный танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль, смелость. Часто изображались в гопаке целые сцены боя, походов. самых ярких страниц является народное
Слайд 25Но постепенно «Гопак» видоизменялся и в народном быту стал, по -
преимуществу, парным танцем. В этом танце девушки пляшут скромно, с достоинством, но со скрытым озорством, подчеркивая чуть ироническое, насмешливое отношение к парню. Парень вьется возле нее, стараясь блеснуть выдумкой и мастерством «колен». Девушка хочет перехитрить парня, ускользая от него, но парень следует за ней, стараясь преградить ей дорогу…
Слайд 27 В сценическом отношении «Гопак» строится обычно как парно - массовый
танец, хотя и сохраняет характерные черты народной пляски. Иногда в танце девушки выделяются в отдельную группу, их выход сменяет бурная мужская пляска. Заканчивается «Гопак» общей пляской, построенной на веселых, задорных и технически трудных движениях.
Самые известные Украинские народные танцы которые изучают с дошкольниками «Гопак», «Казачок» и «Ой лопнув обруч».
Слайд 30
С характерными особенностями традиций и обычаев людей, проживающих в Крыму, знакомим
детей на праздничных утренниках и развлечениях. С ноября 2017 г в нашем детском саду стартовал
«Фестиваль Народов Крыма»,
который проходит в честь празднования Дня Народного Единства – 04.11. и Дня Толерантности - 16.11.
С большим энтузиазмом и вдохновением эту идею восприняли родители и педагоги нашего «Лучика».
Слайд 31Под руководством Заведующей Фроловой С.Ф. и Музыкального руководителя Халиловой З.Ф. наши
родители и дети представили народы, проживающие в Крыму. Участники Фестиваля знакомили нас с традициями и обычаями народов проживающих в Крыму. Своё выступление они завершали конечно же народными танцами; «Барыня», «Гопак» и «Хайтарма».
Кульминацией праздника было представление национальных блюд. Коллектив
нашего детского сада выразил огромную благодарность нашим родителям, которые приняли участие в
Празднике Дружбы и Радости! За плодотворный и творческий труд, все семьи были награждены почётными грамотами.
Слайд 32Таким образом, приобщение дошкольников к отечественным ценностям посредством занятиями народных танцев,
во многом способствует решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях культуры народов Крыма. Ведь именно народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа. Народный танец тесно связан со своей историей, дает богатейший воспитательный потенциал, и ориентирует наших детей на возрождение и любовь национальной культуры Крыма.
Слайд 33Чтобы познакомить дошкольников с бытом, культурой, традициями, обычаями народов Крыма в
группах оформлены национальные уголки (русский, украинский, крымско-татарский) в которых центральными фигурами являются куклы в национальных костюмах, там же расположены предметы быта, национальная символика и мн. др.
Изучая культуру народов Крыма, уважая их традиции, быт и конечно же родной язык, только тогда можно говорить о «Культуре Добрососедства»
Слайд 34Таким образом, в нашем детском саду разрабатываются и применяются эффективные формы
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей с учетом региональных особенностей Крыма, т.к. именно семья определяет стартовое развитие ребенка вообще и влияет на развитие его межличностных взаимоотношений с другими народами в частности.
следующие интернет ресурсы:
Слайд 35Крым наш край - многонациональный.
Все народы дружно в нём живут
Я желаю
Мира и Добра вам
Пусть войны стороной нас обойдут.