Презентация, доклад по музыке на тему: София Губайдуллина: Главные темы, Жанровый и стилевой диапазон творчества.

Содержание

Характеристика творчестваРодилась в 1931 году в городе Чистополь.В своем творчестве выразила дух эпохи 1960-1980-х годов.Творчество композитора знаменует начало новой религиозной волны в отечественной музыке.

Слайд 1София Асгатовна Губайдулина
Главные темы, жанровый и стилевой диапазон творчества

София Асгатовна ГубайдулинаГлавные темы, жанровый и стилевой диапазон творчества

Слайд 2Характеристика творчества
Родилась в 1931 году в городе Чистополь.
В своем творчестве выразила

дух эпохи 1960-1980-х годов.
Творчество композитора знаменует начало новой религиозной волны в отечественной музыке.
Характеристика творчестваРодилась в 1931 году в городе Чистополь.В своем творчестве выразила дух эпохи 1960-1980-х годов.Творчество композитора знаменует

Слайд 3Религиозная направленность музыки С. А. Губайдулиной
Жизнь разрывает человека на части. Он

должен восстанавливать свою целостность - это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки.
С. А. Губайдулина
Религиозная направленность музыки  С. А. ГубайдулинойЖизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность -

Слайд 4Истоки творческого метода
Большая роль сакральных символов роднит ее творческий метод с

принципами «музыкально-духовного учителя» Губайдулиной – И. С. Баха.
Главной сферой ее творчества становится «чистая» музыка – инструментальная.
Истоки творческого методаБольшая роль сакральных символов роднит ее творческий метод с принципами «музыкально-духовного учителя» Губайдулиной – И.

Слайд 5Идея жанрового синтеза мессы и концерта
Форма концерта сложилась в прошлом как

жест героя-солиста, противопоставляющего себя массе. В нашем веке эта поза героя мне кажется неуместной. Скорее, мне хотелось бы видеть в солисте человека, который переступил порог храма.
С. А. Губайдулина
Идея жанрового синтеза мессы и концертаФорма концерта сложилась в прошлом как жест героя-солиста, противопоставляющего себя массе. В

Слайд 6Религиозные сочинения, генетически связанные с жанром мессы
Introitus – концерт для фортепиано

с оркестром.
Градуал – «Ступени» для оркестра.
«Из Часослова» для виолончели, оркестра и мужского хора.
«Аллилуия» для хора, солистов, оркестра.
«Offertorium» концерт для скрипки с оркестром.
Коммунио – Detto II для виолончели и ансамбля инструментов.

Религиозные сочинения, генетически связанные с жанром мессыIntroitus – концерт для фортепиано с оркестром. Градуал – «Ступени» для

Слайд 7«De Profundis» (1978) одночастная пьеса для баяна соло
Главная партия
Побочная партия

«De Profundis» (1978)  одночастная пьеса для баяна соло Главная партияПобочная партия

Слайд 8Концерт для скрипки с оркестром Offertorium (1980, 1982, 1986)
В основе лежит

цитата темы прусского короля Фридриха II, которая, в свою очередь, использовалась в качестве темы в «Музыкальном приношении» И. С. Баха. Тему фуги Ricercata И. С. Баха из «Музыкального приношения» взял за основу Веберн и перенес в d-moll. Наконец новый пласт переосмысления образа – собственная переоркестровка Губайдулиной варианта Веберна.
Концерт для скрипки с оркестром Offertorium (1980, 1982, 1986)В основе лежит цитата темы прусского короля Фридриха II,

Слайд 9Концерт для скрипки с оркестром Offertorium (1980, 1982, 1986)
Тема
Вариация 2

Концерт для скрипки с оркестром Offertorium (1980, 1982, 1986)ТемаВариация 2

Слайд 10Концерт для скрипки с оркестром Offertorium (1980, 1982, 1986)
Лирическая медленная часть
Кульминация

«злого скерцо»
Концерт для скрипки с оркестром Offertorium (1980, 1982, 1986)Лирическая медленная частьКульминация «злого скерцо»

Слайд 11Концерт для скрипки с оркестром Offertorium (1980, 1982, 1986)
Кода. Тема в

ракоходе
Концерт для скрипки с оркестром Offertorium (1980, 1982, 1986)Кода. Тема в ракоходе

Слайд 12Соната «Радуйся» для скрипки и виолончели (1981)
1. «Радости вашей никто не

отнимет от вас» (от Иоанна) – функция Kurie;
2. «Веселиться веселием» (Псалом № 105) – Gloria;
3. «Радуйся, Равви» (От Матфея) – Credo;
4. «И возвратись в дом свой» (От Луки) – Agnus Dei;
5. «Внемли себе» – Gratias.

Соната «Радуйся»  для скрипки и виолончели (1981)1. «Радости вашей никто не отнимет от вас» (от Иоанна)

Слайд 13Апокалиптические мотивы в творчестве 1980-х годов
Ни один из других периодов истории

не дает нам такой реальности конца мира. Это накладывает отпечаток на все области нашей жизни, на все наши поступки. Сознание конца мира уже существовало в некоторых точках истории. Так, все время ждали конца мира первые христиане. Для первых христиан конец мира есть благо, спасение праведников. У нашего сознания нет никакой надежды на то, что праведники спасутся.

С. А. Губайдулина
Апокалиптические мотивы в творчестве 1980-х годовНи один из других периодов истории не дает нам такой реальности конца

Слайд 14«Et exspecto» для баяна.
«In Erwartung» для квартета саксофонов и 6-ти

ударников.
«И празднество в разгаре» для виолончели с оркестром.
«На краю пропасти» для виолончелей и двух аквафонов.

Апокалиптические мотивы в творчестве 1980-х годов

«Et exspecto» для баяна. «In Erwartung» для квартета саксофонов и 6-ти ударников.«И празднество в разгаре» для виолончели

Слайд 15Симфония «Слышу... Умолкло» в 12-ти частях (1986 г.)
Цитирование средневековой секвенции Dies

irae – символ апокалипсиса.

В кульминации «громогласные соло медных подобны трубящим ангелам из той же священной книги».
Т. Н. Левая
Симфония «Слышу... Умолкло» в 12-ти частях (1986 г.)Цитирование средневековой секвенции Dies irae – символ апокалипсиса.В кульминации «громогласные

Слайд 16Символика чисел в творчестве С. А. Губайдулиной
«Размышление о хорале И. С.

Баха “И вот я перед троном Твоим”» для клавесина, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса (1993).
Первая фраза мелодии хорала содержит 14 звуков, вся мелодия составляет 41 звук. Они идентичны буквенным алфавитным символам Bach (2+1+3+8) и J. S. Bach (10+19+2+1+3+8)*
Символика чисел  в творчестве С. А. Губайдулиной«Размышление о хорале И. С. Баха “И вот я перед

Слайд 17Пародийные элементы в музыке С. А. Губайдулиной
«Час души» концерт для

ударника, оркестра и солирующей певицы на стихи М. Цветаевой (1976).
Включает пародийные цитаты («Веселый ветер» И. Дунаевского, одесская песенка «Цыпленок жареный», вальс «Амурские волны» и др.), которые служат символами сниженного пласта жизни.
Пародийные элементы в музыке С. А. Губайдулиной «Час души» концерт для ударника, оркестра и солирующей певицы на

Слайд 18Восточные образы в творчестве С. А. Губайдулиной 1960-х годов
Кантата «Ночь в

Мемфисе», на тексты из древнеегипетской лирики (соединение Востока с веберновской додекафонной техникой)
«Рубайят» на стихи Хакани, Хафиза и Хайяма
Восточные образы в творчестве С. А. Губайдулиной 1960-х годовКантата «Ночь в Мемфисе», на тексты из древнеегипетской лирики

Слайд 19Поиски выразительности звука
Эксперимент с электронной музыкой С. А. Губайдулиной
В 1969—1970 Губайдулина

работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина
«Vivente — non vivente» («Живое — неживое»), 1970.
Поиски выразительности звукаЭксперимент с электронной музыкой С. А. ГубайдулинойВ 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной

Слайд 20Поиски выразительности звука
Освоение четвертитоновых музыкальных интервалов.
«Музыка для флейты, струнных и ударных»

(1994).
Трактовка четвертитонов как «света» и «тени».
Поиски выразительности звукаОсвоение четвертитоновых музыкальных интервалов.«Музыка для флейты, струнных и ударных» (1994).Трактовка четвертитонов как «света» и «тени».

Слайд 21Обращение к другим жанрам и формам музыки
Национальный фольклор («15 пьес по

мотивам татарского фольклора для домр с фортепиано»),
Детские образы («Музыкальные игрушки»),
Музыка к кинофильмам («Чучело», «Кошка которая гуляла сама по себе»).
Обращение к другим жанрам и формам музыкиНациональный фольклор («15 пьес по мотивам татарского фольклора для домр с

Слайд 22Таким образом, в творчестве С. А. Губайдулиной происходит возвращение к сотериологическому

сознанию (от греч. soterio – спасение), в противоположность философии эвдемонизма (от греч. эвдемония – счастье).
Таким образом, в творчестве С. А. Губайдулиной происходит возвращение к сотериологическому сознанию (от греч. soterio – спасение),

Слайд 23Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть