Слайд 1Симфоническая музыка.
Symphonia - созвучие
Слайд 2Симфония
Ведущий жанр оркестровой музыки, сложное многочастное произведение.
В музыке занимает такое же
место, как роман или драма в литературе.
Симфония достигла совершенства в 18 веке
Слайд 3Симфония – это?..
Это крупный музыкальный жанр.
Основное действующее лицо и исполнитель
в ней – симфонический оркестр
Время звучания – от 30 минут до часа.
Слайд 5ГРУППЫ ИНСТРУМЕНТОВ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА:
ДУХОВЫЕ МЕДНЫЕ: ТРУБА, ТУБА, ТРОМБОН, ВОЛТОРНА.
ДУХОВЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ: ГОБОЙ,
КЛАРНЕТ, ФЛЕЙТА, ФАГОТ.
СТРУННЫЕ: СКРИПКА, АЛЬТ, ВИОЛОНЧЕЛЬ, КОНТРОБАСС
УДАРНЫЕ: БОЛЬШОЙ БАРАБАН, МАЛЫЙ БАРАБАН,ТАМТАМ, ЛИТАВРА, ЧЕЛЕСТА, БУБЕН, ТАРЕЛКИ, КАСТАНЬЕТЫ, МАРАКАСЫ, ГОНГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КСИЛОФОН
ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА: ОРГАН, ЧЕЛЕСТА, КЛАВЕСИН, АРФА, ГИТАРА, ФОРТЕПЬЯНО(РОЯЛЬ, ПИАНАНО).
Слайд 6Камерный оркестр
Оркестр с малым количеством музыкантов.
Отличается от большого оркестра составом музыкальных
инструментов
В большом оркестре – до 100 музыкантов
В камерном – до 50 музыкантов
Слайд 7Кто главный в оркестре?
В оркестре главный – дирижер.
он управляет им,
задает характер всему музыкальному произведению,
интерпретирует музыку автора,
проводит репетиции,
дает указания оркестрантам,
выбирает программу для исполнения.
Слайд 9Великие симфонисты того времени:
Йозеф ГАЙДН
Л. Бетховен
В.А.Моцарт
Слайд 10Самые известные симфонии.
«Юпитер» Моцарта
«Прощальная» Гайдна
«Героическая» Бетховена
«Зимние грезы», «Патетическая» Чайковского
«Неоконченная» Шуберта
«Ленинградская» Шостаковича
«Детская»
Прокофьева
Слайд 11Симфония имеет строение:
1 ч.– сонатная форма -аллегро…
2 ч.– медленная, задумчивая
3 ч.–
игра, веселье (менуэт)
4 ч.– быстрый финал (песенно-танцевальный)
Воплощает в себе разные стороны жизни человека.
Слайд 12Вольфганг Амадей Моцарт-
Вольфганг Амадей Моцарт- полное имя Иоган Хризостом Вольфганг Теофил
Моцарт
Слайд 13Симфония №40 В.-А. Моцарта
Странная, непонятная…
Затрагивает самые глубокие человеческие чувства…
Опередила своё время…
…как
и в «Джоконде»… загадка мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души…
Слайд 14Четыре части симфонии
1 –трепетная, нежная, беспокойная…
Представьте себя дирижёром симфонического оркестра и,
слушая , дирижируйте этой музыкой.
Слайд 152 – контрастирует с 1-й – её образный строй - светлая,
ясная, спокойная лирика.
Слайд 163 – менуэт. Строгая, энергичная, целеустремлённая тема подчёркивает твёрдую решимость.
Слайд 174 – сближается с первой. По характеру образов между ними словно
перекидывается арка.
Слайд 18Гайдн Франц Йозеф (1732—1809), австрийский композитор.( 108 симфоний)
Родился, вероятно, 31 марта
1732 г. (Крещён 1 апреля 1732 г.) В деревне рорау (нижняя австрия).
Слайд 19Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)
108 симфоний
Симфония №103 «С тремоло
литавр»
Свое название «с тремоло литавр» симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло (итал. tremolo –дрожжащий), напоминающее отдалённые раскаты грома,
на тоническом звуке ми-бемоль. Так начинается медленное унисонное вступление (Adagio) к первой части, носящее углубленно-сосредоточенный характер.
Слайд 20Симфония №5 Л.Бетховена
«Так стучится к нам в дверь судьба» так Бетховен
сказал о начальных тактах своей Симфонии №5
Сочиняя её, он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку»
… и вышел победителем из этой схватки.
Слайд 21ОСОЗНАВ ТРАГИЧЕСКУЮ ДЛЯ МУЗЫКАНТА БОЛЕЗНЬ, БЕТХОВЕН НЕ ПОКОРИЛСЯ СУДЬБЕ, СУМЕЛ ПРЕОДОЛЕТЬ
ДУШЕВНЫЙ КРИЗИС И ВЕРНУТЬСЯ К ТВОРЧЕСТВУ.
КОНКРЕТНЫЙ СМЫСЛ ОСНОВНОГО МОТИВА, ЯРКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ СИМФОНИИ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ТРАКТОВАТЬ ЕЁ КАК ГРАНДИОЗНУЮ КАРТИНУ БОРЬБЫ ЧЕЛОВЕКА С УДАРАМИ СУДЬБЫ.
ЧЕТЫРИ ЧАСТИ СИМФОНИИ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ КАК ЭТАПЫ ЭТОЙ БОРЬБЫ.
Слайд 22XIX в., - видели в герое Симфонии №5 человека в самом
себе черпаю-щего силы и мужество для борьбы с тяжёлой действительностью.
Позже образ Симфонии №5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.
В начале ХХ в., в эпоху социальных потрясений, октябрьского пере-ворота в России, Симфония №5 воспринималось как симфония навис-шего над человечеством рока и напряжённого сопротивления ему. ..
В годы Второй мировой войны (1939-1945) «два такта из Бетховена» - мотив судьбы олицетворяя собой стойкость и мужество, поддержи-вали дух заключённых, попавших в фашистские застенки.
«Через борьбу- к победе», «от мрака- к свету» , «через тернии – к звёздам» - самые значимые идеи Симфонии.
Слайд 23Ф.Шуберт – австрийский композитор.
Творчество композитора называют романтичес-кого направления в музыке.
С Шуберта
началась новая эпоха в истории немецской вокальной миниатюры.
Он создал более 600 песен.
Благодаря Шуберту появился новый тип -
лирико- драматической симфонии
ФРАНЦ ШУБЕРТ
(1797-1828)( 9 симфоний)
Слайд 24СИМФОНИЮ №8 СОВРЕМЕННИКИ НАЗВАЛИ «НЕОКОНЧЕННОЙ» ПОТОМУ, ЧТО ОНА ИМЕЛА НЕ ЧЕТЫРЕ
ЧАСТИ, КАК СИМФОНИИ КОМПОЗИТОРОВ- КЛАССИКОВ , А ВСЕГО ДВЕ.
1-Я ЧАСТЬ НАПИСАНА СОНАТНОЙ ФОРМЕ.
-ВСТУПЛЕНИЕ – ЭТО ЭПИГРАФ СОЧИНЕНИЯ;
-ГЛАВНАЯ И ПОБОЧНАЯ;
-ПОЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ-ЭПИГРАФА.
Симфония № 8 («Неоконченная»)
Слайд 25Симфония №8 "Неоконченная"
Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое
смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.
Слайд 26Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891 — 1953) — пианист и дирижёр, один из крупнейших
композиторов XX века
Слайд 27Симфония №1 «Классическая»
В ней сохранена сторогость и логика классический формы
XVIII в., и в то же время ёе отличает современный музыкальный язык.
Слайд 28Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)
15 симфоний
Симфония №7 "Ленинградская"
В 1941 г. симфонией
№7 композитор откликнулся на страшные события Второй мировой Войны, посвященной блокаде Ленинграда (Ленинградская симфония)
«Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе» - писал Шостакович. Симфония получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
Сухая отрывистая мелодия главной темы, несмолкающая барабанная дробь создают ощущение настороженности, тревожного ожидания.
Слайд 29Василий Сергеевич Калинников (1866-1900)
2 симфонии
Симфония №1
Первую симфонию Калинников начал писать в
марте 1894 года и закончил ровно через год, в марте 1895-го
В симфонии наиболее ярко воплотились особенности дарования композитора— душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств. В своей симфонии композитор воспевает красоту и величие природы, русского быта, олицетворяющих образ России, русской души, через русскую музыку.
Слайд 30Петр Ильич Чайковский (1840—1893)
7 симфоний
Симфония №5
ВСТУПЛЕНИЕ симфонии — траурный марш. "Полнейшее
преклонение перед судьбой... перед неисповедимым предначертанием",- пишет Чайковский в своих черновиках.
Так сложным путем преодоления и внутренней борьбы композитор приходит к победе над самим собой, над своими сомнениями, душевным разладом и смятенностью чувств.
Носительницей основной идеи является сжатая, ритмически упругая тема с неизменным тяготением к исходному звуку, которая проходит через все части цикла.
Слайд 31Попробуйте ответить:
Что такое симфония?
Есть ли в симфониях названия?
Слушали ли вы симфонии?
Где
можно услышать симфонию?
Кто исполняет симфонию?