Слайд 1Романсы М. И. Глинки
Презентацию подготовила:
Дьяконенко Л.В., учитель музыки МОУ лицей №
11
Слайд 2Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в
порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Слайд 3 Что такое песня?
Какие отличительные особенности песен вы знаете?
Слайд 4Сегодня мы познакомимся с еще одним видом вокального искусства. Каким? Вы
его назовете сами, если отгадаете ребус.
Отгадайте слово по первым буквам.
Слайд 6Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой
Туда,
где встретит нас романс.
Слайд 7
-Так, что же такое романс?
Давайте познакомимся с романсом.
Романс- это вокальное сочинение,
написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с инструментальным сопровождением.
Слово «романс» пришло из Испании. Начиная с XVIII века во Франции, затем в Германии, России и других европейских странах словом «романс» (фр. romance — со ссылкой на испанцев) стали называть небольшое поэтическое и музыкальное сочинение лирического (пасторального, комического, сентиментального) характера — как правило, для солиста и аккомпанирующего инструмента (ансамбля, оркестра). Романсом называли народную песню лирического или героического содержания.
Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения.
Слайд 8Сегодня мы знакомимся с романсами и песнями М.И.Глинки. Им создано более
70 романсов и песен. Михаил Иванович Глинка писал романсы на протяжении всей своей жизни. Лирические романсы композитора – это исповедь его души. Один из них – романс «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Название «Прощание с Петербургом» вокальный цикл получил в связи с предполагавшимся отъездом Глинки за границу. Прощаясь с родиной, путешественник как будто вызывает в памяти любимые картины родной природы, воспоминания счастливого детства.
Слайд 9«Жаворонок» становится воплощением образа любимой русской природы. Это простая задушевная песня,
в фортепианной партии которой присутствуют звукоизобразительные моменты, что передает безмятежный, спокойный эмоциональный настрой.
Слайд 11Полево́й жа́воронок (Alauda arvensis) — небольшая птица семейства жаворонковых. Эта маленькая птичка
известна довольно громким и мелодичным пением.
Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Спина у него серого цвета, иногда коричнево—жёлтая с пёстрыми вкраплениями, оперение живота белого цвета, грудь, довольно широкая для изящной птички, имеет коричневые пёстрые перья. Цевка светло-коричневая. Голова полевого жаворонка, аккуратная и более утончённая, чем голова воробья, украшена небольшим хохолком, хвост окаймляют белые перья. Над тёмными глазами — светлая бровь. Окраска полевого жаворонка покровительственная, она помогает ему маскироваться в траве и на земле. Самца можно отличить от самки по более крупным размерам и по песне, которая отсутствует у самки.
Крик — негромкое «чрр-ик», песня — долгая звонкая трель. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко.
Слайд 14Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несет,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет.
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой...
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
Слайд 15Своим особо удачным в области вокального творчества Глинка назвал романс «Не
искушай».
Написан этот романс на слова Е.Баратынского. В этом романсе Глинка передает мир чувств человека – его разочарованность, любовные сомнения и скрытую надежду. Такое тонкое музыкальное прочтение стихотворения говорит о Глинке, как о человеке утонченном. Он трепетно относился ко всем явлениям жизни, его романсы стали важнейшей областью самовыражения, своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал свои многообразные чувства и широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких стран и времен.
Слайд 16 Естественно, что такое обилие тем и образов повлияло на жанровое
многообразие вокального творчества композитора. Это и лирический романс, элегия, русская песня, серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах – вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза. Все романсы Глинки были очень популярны. Большую роль играет фортепианная партия – в сольных эпизодах часто содержит обобщенный образ романсов, кроме того, создает законченность и стройность формы. В композиции Глинка стремится к ясным, закругленным формам – куплетной, трехчастной и т.д.
Слайд 17Давайте послушаем песню «Ах ты ночь ли, ноченька».
Слайд 18Другая тема, которая появляется в камерно-вокальном творчестве Глинки – это тема
Востока, такая притягательная и загадочная для любой русской души. Романс «Не пой, красавица, при мне» называется грузинская песня.
В момент звучания романса мы не там, не на Кавказе, там мы оставили всю страсть и бурю чувств, а здесь, на родине, возникают воспоминания - легкие, лирические, светлые, т.е. Глинка дает намек на эмоциональное состояние, которое так часто угадывается в подтексте пушкинских строк.
Слайд 21Ну и, наконец, жемчужина глинкинской музыки –
романс «Я помню чудное
мгновенье».
Это произведение отразило глубокие чувства Глинки к Е.Е.Керн, дочери А.П.Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание гениального стихотворения.
Слайд 22Пение романса «Я помню чудное мгновенье» всем классом
Слайд 23О чем мы сегодня говорили на уроке?
Что отражено в романсе?
М.И.Глинка – основоположник русской вокальной школы, соединяющей высокое мастерство владения голосом, широкую распевность и драматическую выразительность.
Традиции, заложенные М.И.Глинкой, были продолжены многими русскими композиторами.
Слайд 25Домашнее задание:
читать тему «Романсы и песни М.И.Глинки» по учебнику, пересказывать, исполнять
нотные примеры.