Презентация, доклад по музыке на тему Развитие музыкальных способностей

Содержание

специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущений, внимания и образной памяти, воображения и мышления, волевой регуляции, т.е. универсальных познавательных свойств личностиРазвитие музыкальных способностей

Слайд 1Развитие музыкальных способностей
Ориентир: способности как закрепленная в индивиде

система обобщенных психических деятельностей
Развитие музыкальных способностей   Ориентир: способности как закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей

Слайд 2
специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущений, внимания и образной памяти,

воображения и мышления, волевой регуляции, т.е. универсальных познавательных свойств личности

Развитие музыкальных способностей

специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущений, внимания и образной памяти, воображения и мышления, волевой регуляции, т.е.

Слайд 3обеспечение адекватного восприятия и осмысления аудиальной информации - интонаций речи и

музыкального языка (как репродуктивного, так и продуктивного, творческого по характеру);
развитие произвольного внимания и всех видов слуховой памяти;

Развитие музыкальных способностей

обеспечение адекватного восприятия и осмысления аудиальной информации - интонаций речи и музыкального языка (как репродуктивного, так и

Слайд 4стимулирование воображения и развитие образной сферы человека;
активное содействие развитию эмоционально-волевых качеств

и работоспособности личности, регуляция ее поведенческих реакций;
участие в формировании ценностных ориентаций. В этом смысле развитие музыкальных способностей становится актуальным не только для детей, готовящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и буквально для каждого ребенка.

Развитие музыкальных способностей

стимулирование воображения и развитие образной сферы человека;активное содействие развитию эмоционально-волевых качеств и работоспособности личности, регуляция ее поведенческих

Слайд 5
основной компонент музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку (как в целом,

так и на отдельные ее составляющие компоненты);
личностная потребность в восприятии музыки и музицировании, т. е. мотивационная направленность ребенка;

Существенные признаки музыкальных способностей

основной компонент музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку (как в целом, так и на отдельные ее составляющие

Слайд 6
имеющийся операциональный музыкальный опыт индивида и его способность к творческому самовыражению

— музыкальной креативности (вариативности, импровизации, сочинении).
изучение музыкально-эстетических вкусов, взглядов, убеждений личности.


Существенные признаки музыкальных способностей

имеющийся операциональный музыкальный опыт индивида и его способность к творческому самовыражению — музыкальной креативности (вариативности, импровизации, сочинении).изучение

Слайд 7личностные ценностные ориентации в музыке (мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты музыкально-эстетических

убеждений);
степень рефлексии эмоциональной отзывчивости на музыку;
уровень понимания средств выразительности музыкального языка (технологическая составляющая);
способности к импровизационному музицированию.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей

личностные ценностные ориентации в музыке (мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты музыкально-эстетических убеждений);	степень рефлексии эмоциональной отзывчивости на музыку;уровень

Слайд 8

изучение мотивационного компонента эстетических взглядов, вкусов, убеждений человека
характеризуется мотивационной

направленностью общения с музыкой

Личностно значимые (ценностные) ориентации в музыке

изучение мотивационного компонента эстетических взглядов, вкусов, убеждений человека характеризуется мотивационной направленностью общения с музыкойЛичностно значимые (ценностные) ориентации

Слайд 9
музыкально-игровая деятельность, продуктом которой могут быть как вербальные (понятийные) аналогии эстетического

содержания музыки, так и невербальные: двигательные и изобразительные.

Изучение эмоциональной отзывчивости детей

музыкально-игровая деятельность, продуктом которой могут быть как вербальные (понятийные) аналогии эстетического содержания музыки, так и невербальные: двигательные

Слайд 10способность человека осознавать и понимать (осмысливать) структурные компоненты музыкальной речи.
Внешне

звуковое оформление музыкального образа как основной единицы переживания актуального состояния (настроения, чувства) человека проявляется в совокупности средств музыкальной выразительности

Рефлексия средств музыкальной выразительности

способность человека осознавать и понимать (осмысливать) структурные компоненты музыкальной речи. Внешне звуковое оформление музыкального образа как основной

Слайд 11
способность к свободному обращению со звуками — импровизации: беглому созиданию оригинальных

и, по возможности, вариативно разработанных вокальных или инструментальных интонаций мотивов, мелодий, композиций.

Музыкальное творчество ребенка

способность к свободному обращению со звуками — импровизации: беглому созиданию оригинальных и, по возможности, вариативно разработанных вокальных

Слайд 12
совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств субъекта, проявляющихся в

его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

Музыкальные способности

совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств субъекта, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и

Слайд 13находят свою реализацию в трех основных видах деятельности:
1) в процессе слушания

музыки (музыкального восприятия);
2) исполнения, музицирования (вокального, инструментального или вокально-инструментального);
3) творчества (сочинения, импровизации и аранжировки музыки).

Музыкальные способности

находят свою реализацию в трех основных видах деятельности:1) в процессе слушания музыки (музыкального восприятия);2) исполнения, музицирования (вокального,

Слайд 14
Не существует универсальной методики, которая бы сразу все «измерила» и предоставила

исчерпывающую информацию об уровне развития музыкальных способностей и других свойствах и качествах личности ребенка. Поэтому для составления психологической характеристики (заключения) психолог использует несколько разных тестов, каждый из которых направлен на изучение структурных компонентов как музыкальных способностей, так и характерологических особенностей личности.

Диагностика музыкальных способностей

Не существует универсальной методики, которая бы сразу все «измерила» и предоставила исчерпывающую информацию об уровне развития музыкальных

Слайд 15
Необходимо понимать, что по данным только одной методики нельзя сделать однозначный

вывод о слабом, низком уровне развития музыкальности или, напротив, высокой степени развития, одаренности.

Диагностика музыкальных способностей

Необходимо понимать, что по данным только одной методики нельзя сделать однозначный вывод о слабом, низком уровне развития

Слайд 16Обращайте внимание на инструкцию и особенности подачи стимульного материала в каждой

методике.

Для работы с диагностическими методиками необходим специальный стимульный материал. Это могут быть неизвестные для ребенка и не используемые в обучении музыкальные фрагменты, игры, картинки и т.п.

Диагностика музыкальных способностей

Обращайте внимание на инструкцию и особенности подачи стимульного материала в каждой методике.Для работы с диагностическими методиками необходим

Слайд 17Нельзя предъявлять ребенку диагности- ческие методики без его добровольного желания, «через

силу», директивно. Это приведет к напряженности, чувству настороженности ребенка, ощущению атмосферы экзаменационной проверки. В этом случае результаты диагностики будут считаться неверными.

Диагностика музыкальных способностей

Нельзя предъявлять ребенку диагности- ческие методики без его добровольного желания, «через силу», директивно. Это приведет к напряженности,

Слайд 18должны быть прямыми, т. е. опираться не только на оценку знаний

(когнитивно-репродуктивного компонента), но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
должны быть применимы для массового исследования;
должны давать сравнимые между собой результаты.

Тесты изучения музыкальных способностей

должны быть прямыми, т. е. опираться не только на оценку знаний (когнитивно-репродуктивного компонента), но и на изучение

Слайд 19Чувство ритма в основе своей предполагает развитое чувство метра - слухомоторную

реактивность на равные промежутки времени и чувство темпа - скорости двигательных реакций, мышечного чувства, обеспечивающе- го адекватное восприятие и воспроизведение членораздельности звуков и связности звуковых звеньев в осмысленную группу (И.М. Сеченов) звуковых соотношений в медленном, умеренном, быстром темпе, а также с постепенным ускорением или замедлением.

Диагностика чувства темпа и метроритма

Чувство ритма в основе своей предполагает развитое чувство метра - слухомоторную реактивность на равные промежутки времени и

Слайд 20гармонично скоординированное взаимодействие:
опорно-двигательного аппарата;
мышечного тонуса;
нервно-психического состояния;
выполняемой конкретной операции (действия).
Оптимальные движения

гармонично скоординированное взаимодействие:опорно-двигательного аппарата;мышечного тонуса;нервно-психического состояния;выполняемой конкретной операции (действия).Оптимальные движения

Слайд 21способность начинать движение с минимальной предварительной подготовкой;
обратимость, т. е. способность остановить

движение в любом положении и направить в противоположную сторону;
осуществление движения с максимальной скоростью и раскрепощенностью, свободой;
способность ритмического чередования телесно-мышечного напряжения и расслабления;
выполнение движения с минимальными затратами энергии и минимальным естественным утомлением (изнашиванием), с субъективным ощущением легкости.

Критерии оптимального движения

способность начинать движение с минимальной предварительной подготовкой;обратимость, т. е. способность остановить движение в любом положении и направить

Слайд 22Примерные вопросы (анкета) для детей 6—8 лет.
1. Ты любишь музыку?
2. Нравится

ли тебе петь? Если, да, то что именно, какие песни?
3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду (школе, студии, ДМШ) или дома?
4.Поют ли твои мама и папа дома (или в гостях)?
5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
6. Где ты чаще всего слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?

Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентации детей

Примерные вопросы (анкета) для детей 6—8 лет.1. Ты любишь музыку?2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то

Слайд 237. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под

музыку?
8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо музыкальном инструменте? Каком?
9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то какие? («Два рояля», «Две звезды», «Угадай мелодию», «Хит-парад», «Как стать звездой», «Играй, гармонь» и т.п.)
10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму? («Европа-плюс — Презент», «Русское радио - Сейчас спою...», «Радио-ретро»...)
11. Какие исполнители (певцы или музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентации детей

7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?8. Приходилось ли тебе исполнять музыку

Слайд 24развития когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов детей:
низкий уровень развития когнитивного компонента

музыкальных предпочтений, вкусов ребенка характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;

Критерии оценки уровня

развития когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов детей:низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов ребенка характеризуется отсутствием

Слайд 25средний уровень — выражается в наличии интереса к музыке, но с

ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
высокий уровень — ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Критерии оценки уровня

средний уровень — выражается в наличии интереса к музыке, но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров

Слайд 26операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убеждений
Тест «Музыкальный магазин»
Цель: изучение практико-ориентированных

предпочтений, реального выбора музыкальных ориентации, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал составляют три (возможно и более) серии по восемь музыкальных фрагментов, каждый из которых отражает жанр или самостоятельное направление музыкального искусства. Предъявление фрагментов осуществляется индивидуально в аудиозаписи последовательно по одному образцу музыки из каждой серии заданий.

Методика изучения

операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убежденийТест «Музыкальный магазин»Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентации, характеризующих

Слайд 27низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства

(1 балл);
средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества (2 балла);
высокий уровень - проявление интереса к трем (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений (3 балла).

Критерии оценки

низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства (1 балл);средний уровень - выбор двух

Слайд 28
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки или (и) исполнения, сочинения

(музыкальной импровизации) на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимульного материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений

Тест «Хочу дослушать»

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки или (и) исполнения, сочинения (музыкальной импровизации) на музыкальных занятиях с

Слайд 29Диагностической такая ситуация становится в случае, если исследователь намеренно прерывает музыку

на кульминационном моменте звучания. Ситуация незавершенности музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой (исполняемой) музыки.

Тест «Хочу дослушать»

Диагностической такая ситуация становится в случае, если исследователь намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте звучания. Ситуация незавершенности

Слайд 30по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:
проявленная потребность в завершении музыкального

фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребенка к развитию своих музыкальных способностей;
индифферентное или отрицательное отношение (т. е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

Признаки

по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребенка

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть