Слайд 1Подготовила: студентка группы ПНК-2
Норлусинян Маргарита Сергеевна
Балалайка
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский
педагогический колледж»
Слайд 2Балалайка — русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольным слегка
изогнутым (в 18-19 веках также овальным) деревянным корпусом. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.
Балалайка
Слайд 3Происхождение балалайки
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь
не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год.
Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго..
Слайд 4Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали
на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку.
Слайд 5Как и откуда пришла к нам балалайка ?
В восьмидесятых годах образовался
кружок любителей игры на балалайках. В.В. Андреев, основатель этого кружка, подал мысль инструментальному мастеру Ф. Пасербскому построить балалайку из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и значительно увеличив его, а деку — из ели. Гриф, по указаниям г. Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарныеТаким образом были построены балалайки: пикколо (самая маленькая), прима (обыкновенная балалайка), альт и бас — увеличенные балалайки. Все эти балалайки трехструнные.
Слайд 6Устройство балалайки
«Деревенская» балалайка довольно сильно отличалась от усовершенствованной балалайки Василия Васильевича
Андреева. По его указаниям балалайка была укорочена (общая длина стала составлять 600 – 700 мм). Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно. Деку Андреев предложил делать из ели, а заднюю часть – из бука, в результате чего корпус балалайки приобрёл лучшие резонансные свойства.
Балалайка, такая, как она существует сейчас, состоит из трех главных частей:
1 – корпус (или как он называется по-старому – кузов), состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обыкновенно этих сегментов семь или шесть.
2 – гриф, на котором располагаются лады.
3 – головка – верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки.
Передняя часть корпуса балалайки – дека. На ней находится резонаторное отверстие, или голосник, или просто «окошко». Над окошком располагается панцирь. Он служит для того, чтобы защищать деку от ударов во время игры. На многих балалайках панциря нет, и в основном эти инструменты рассчитаны на учеников детских музыкальных школ (вместо панциря на них в верхней части деки просто какой-нибудь рисунок – ягодка или цветочек).
Слайд 7Разновидности балалаек
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей
балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.
Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане.
Слайд 8Балалайка прима -— обычная, наиболее распространенная, используемая как сольный и оркестровый
инструмент. Она обладает значительными музыкальными и техническими возможностями
Балалайка прима - струнный щипковый инструмент. Его диапазон от Е 1-ой октавы, до С 4-ой октавы. Балалайка прима имеет 3 струны Е,Е,А, две из которых нейлоновые настроены в унисон и чаще служат для гармонической окраски. Основная же мелодическая и виртуозная нагрузка лежит на 1-ой струне. Именно эта особенность выделяет исполнительскую технику балалайки из других струнных инструментов. А надо заметить, что ещё Паганини считал, что самой сложной виртуозной техникой является исполнение на одной струне. Основные приемы игры на балалайке это pizzicato различными пальцами, тремоло, и вибрато. При исполнении эти приемы могут быстро чередоваться в зависимости от музыкального материала. Имея схожий с малой домрой диапазон звучания, балалайка обладает гораздо более мягким тембром. Поэтому в ансамбле балалайка и домра сосуществуют как бы в параллельных плоскостях, не затмевая друг друга. Связано это с тем, что извлечение звука происходит непосредственно пальцем по струне. И этот живой контакт без смычков и медиаторов, придает необыкновенную трепетность и задушевность звучанию.
Прима
Слайд 9Секунда
Балалайка секунда.
Диапазон инструмента от ля малой октавы до фа второй октавы.
Строй балалайки секунды: 1-я струна —ре первой октавы, 2-я и 3-я струны — ля малой октавы (в унисон).
Балалайке секунде поручаются в основном партии аккомпанемента. Лучше всего инструмент звучит в низком и среднем регистрах. Эти регистры удобны для игры, именно здесь наиболее часто используются открытые струны. Основные приемы игры: удар, тремоло.
Слайд 10Альт
Балалайка альт транспонирует на октаву вниз. Диапазон инструмента от ми малой
октавы до до второй октавы. Строй балалайки альт: 1-я струна — ля малой октавы, 2-я и 3-я струны— ми малой октавы (в унисон). Балалайка альт, как и балалайка секунда, выполняет в основном функцию аккомпанемента. Низкий и средний регистры балалайки альт наиболее употребительны. Играют их пальцем или мягким медиатором. Основные приемы игры на балалайке альт те же, что и на балалайке секунде.
Слайд 11Бас
Диапазон и строй балалайки бас одинаковы с домрой басовой (ми большой
октавы — соль первой октавы), но звучат инструменты, в силу различий в конструкции, несколько различно в тембровом отношении.
В техническом отношении балалайка бас менее подвижна, чем домра басовая. Поэтому ей поручаются в основном басовые звуки, реже — проведение мелодии в низком регистре.
Основные приемы игры на балалайке бас: удар, тремоло, пиццикато.
Слайд 12Контрабас
Балалайка контрабас транспонирует на октаву вниз. Диапазон инструмента от ми
контроктавы до соль малой октавы. Строй балалайки контрабас: 1-я струна — ре большой октавы, 2-я струна — ля контроктавы, 3-я струна — ми контроктавы.
В силу большого размера инструмента звуки на балалайке контрабас сочные, густые, долго резонирующие. Регистры балалайки бас и балалайки контрабас сходны, поэтому их партии обычно дублируются в октаву.
Играют на балалайках бас и контрабас чаще всего кожаным или сделанным из мягкого полиэтилена медиатором.
Общий диапазон группы балалаек такой же, как и группы домр, но сдвинут на октаву ниже (от ми контроктавы до ми третьей октавы).
Слайд 13Балалайка в наши дни
Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей
мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.