Слайд 1Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Слайд 3ОРКЕСТР
(От греческого ὀρχήστρα - полукруглая площадка для размещения хора перед
сценой древнегреческого театра) - большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, предназначенный для совместного исполнения музыки.
Слайд 5Скрипка —
один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с
чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос, но в то же время весьма выразительный и виртуозный. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра».
Слайд 6Внешне альт очень похож скрипку, отличие лишь в том, что он
по размеру немного больше скрипки.
Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто - мягкое и выразительное.
Слайд 7Виолончель – это струнно-смычковый инструмент, обязательный участник симфонического оркестра и струнного
ансамбля, обладающий богатой техникой исполнения. Благодаря своему сочному и певучему звучанию зачастую применяется как солирующий инструмент. Виолончель широко используется, когда нужно выразить в музыке печаль, отчаяние или глубокую лирику и в этом ей нет равных.
Слайд 8Контрабас является самым крупным и самым низким по звучанию струнным инструментом
в современном симфоническом оркестре. Его роль в оркестре велика – он фундамент, на котором строится вся музыкальная ткань произведения. В качестве сольного инструмента применяется в камерных ансамблях и достаточно широко в джазе.
Слайд 9В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – монахов
и богословов, в конце прошлого тысячелетия её причисляли к аристократическим пристрастиям, сегодня – это великолепный инструмент, на котором играют преимущественно женщины, но слушают все без исключения. На арфе можно играть практически всё – от церковной музыки до рока.
Слайд 11Флейта.
Этот удивительно виртуозный инструмент, с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком,
напоминающим пение птиц, относится к группе деревянных духовых.
Изначально были две разновидности – поперечная и продольная, но позднее, первый вариант вытеснил собой продольную и занял достойное место в оркестре.
Слайд 12Гобой – удивительный в своем роде музыкальный инструмент, выделяющийся среди других
деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом.
Слайд 13Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент, с очень гибким и благородным
звуком, напоминающий длинную цилиндрическую трубку. Не случайно в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьев отвел ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое звучание, словно пушистые лапки животного.
Слайд 14Слово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Почему
же самый габаритный и самый низкий инструмент деревянной духовой группы так называется? Все просто – первые фаготы, появившиеся более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент.
Тембр этого инструмента трудно перепутать с каким-либо другим. Он низкий, с хрипотцой, к тому же очень экспрессивный.
Слайд 15Флейта-пикколо или как ее еще называют – малая флейта, принадлежит к
деревянным духовым инструментам и является разновидностью флейты. Действительно, она с ней очень схожа, только пикколо меньше в два раза и гораздо выше по звучанию. Пожалуй, один из самых высоких по своему звуку и в то же время маленьких оркестровых инструментов.
Слайд 16Английский рожок имеет еще второе название – альтовый гобой и относится
инструмент к группе деревянных духовых. Он был сконструирован из охотничьего гобоя путем добавления к нему раструба. Поначалу инструмент был изогнут в форме дуги, однако чуть позже приобрел вытянутый вид.
Слайд 18Труба
с древних времен использовалась как сигнальный музыкальный инструмент, за счет
своего пронзительного звучания она вовремя оповещала об опасности, привлекала внимание и поддерживала боевую отвагу.
Слайд 19Представьте себе средневековую королевскую охоту, со сворой собак, лошадьми и, конечно
же, специальными охотничьими сигнальными рогами. Для того чтобы звук был громче и сильнее, эти инструменты совершенствовали и делали длиннее. Со временем, они достигли таких размеров, что было невозможно нормально играть, не говоря уже о передвижении с ними, поэтому мастерам пришла в голову идея свернуть трубку, в несколько витков. Так, собственно и возникла валторна, которая в переводе означает «лесной рог». Если ее распрямить, то получится труба длиною около пяти метров.
Слайд 20Название тромбон пришло к нам из Италии, там слово «trombone» означает
«большая труба». Инструмент действительно схож с трубой, но в отличие от неё имеет выдвижное колено - кулису.
Звуковой колорит тромбона очень богат, он может быть мужественным, ярким и грозным, но может быть спокойным и лиричным, так, первоначально инструмент использовался в церковных произведениях.
Слайд 21Туба — это массивный медный духовой музыкальный инструмент, который имеет самый
низкий звук по регистру. Мало кто знает, что она является самой молодой в своём семействе. Своим появлением туба завершила формирование симфонического оркестра, это случилось порядка двухсот лед назад. С тех пор состав оркестра является неизменным.
Слайд 22Саксофон
Изначально изобретатель разрабатывал саксофоны четырнадцати видов, но с течением времени исполнительская
практика показала, что востребованными являются только восемь, а наиболее популярными - четыре: сопрано, альт, тенор и баритон. Эти виды, обладающие красивым сочным звуком, а также большим техническим потенциалом, составляют квартет саксофонов и активно применяются в различных музыкальных жанрах.
Слайд 24Вот дирижер взмахнул палочкой и послышались грозные раскаты грома. Это звучит
один из древнейших ударных музыкальных инструментов – литавры. Не надо путать с барабанами, ведь общего у них мало. Литавры имеют более сложную конструкцию и представляют собой корпус из металла в виде котла, с натянутым пластиком или кожей, в днище имеется резонаторное отверстие. Причем обычно это система из двух и более котлов.
Слайд 25Треугольник принадлежит к инструментам с неопределённой высотой звука, имеет блестящий и
яркий тембр. Как правило, ему поручаются несложные ритмические фигуры. Треугольник подвешивается за один из углов на тонкой проволоке или тесьме, которую держат в руке или прикрепляют к пюпитру. По треугольнику ударяют металлической (реже деревянной) палочкой (на жаргоне музыкантов эта палочка называется «гвоздь»).
Слайд 26Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Китае, Индии, позже в
Греции и Турции.
Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путем литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.
Слайд 27Большой барабан (турецкий барабан) — двусторонний, реже односторонний. На нём играют
массивной колотушкой с мягким наконечником; звук его — сильный, глухой и низкий. Кроме колотушки, иногда используют палочки, метёлочки и др. Главное назначение большого барабана — одиночные удары.
Слайд 28Малый барабан
Используют набор малых барабанов различных размеров, при игре — ставят
на подставки, в маршевом оркестре — носят на ремне или специальной раме на уровне пояса. В оперный и симфонический оркестр малый барабан введён в XIX веке; часто используется в военных сценах.
Слайд 30Звук ксилофона, в значительной степени зависящий от мастерства музыканта, может быть
очень разнообразным: зловещем, ужасающим и пронзительным, а может быть светлым, ласковым и проникновенным. На "форте" ксилофон звучит резко и звонко, на "пиано" - тепло и бархатно.
Слайд 31Колокольчики
Колокольчики, называемые еще металлофоном, состоят из набора металлических пластинок различной
величины, расположенных в порядке, соответствующем фортепианной клавиатуре. Звук на них извлекается посредством ударов по пластинкам ручными молоточками.
Слайд 32Челеста представляет собою клавишный (наподобие небольшого пианино) металлофон, в котором вместо
струн имеются металлические пластинки различной величины. При игре молоточки, связанные посредством рычагов с клавишами, ударяют по металлическим пластинкам.
По тембру челеста лучше всего сливается с арфой.
Слайд 33Ударно-
Клавишно-струнный инструмент – фортепиано изготавливается в двух видах: рояль с горизонтальным,
пианино с вертикальным расположением струн. Фортепиано — собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от forte — «громко» и piano — «тихо».