Слайд 1Музыкально-дидактическая игра для детей дошкольного возраста.
Слайд 2 Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого
на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:
одна из них обучающая, которую преследует взрослый,
другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Слайд 3Основное назначение музыкально-дидактических игр:
формировать у детей музыкальные способности,
в доступной
игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте,
развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,
побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Слайд 4Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
В
процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Слайд 5МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести
его наиболее содержательно.
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игры, а также используются и технические средства обучения.
Слайд 6Картотека музыкально-дидактических игр
Слайд 7«ТРИ ЦВЕТКА»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ
Цель: закрепление понятия о
характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.
Игровой материал:
Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.
Ход игры:
Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Слайд 8 «ТЕРЕМОК»
Цель: развитие мелодического слуха детей.
Игровой материал:
Игровое
поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.
Ход игры:
Педагог: Стоит в поле теремок, теремок.
Как красив он и высок, и высок.
По ступенькам мы идём, все идём.
Свою песенку поём, да поём.
Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение вниз, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
Слайд 9"ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА.
Цель: развитие чувства ритма детей.
Игровой
материал:
Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.
Ход игры:
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые.
Подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!
Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Слайд 10«МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА
И УЗНАВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИНСТРУМЕНТА.
Цель: развитие звуковысотного и тембрового слуха детей.
Игровой материал:
Домик из настольного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.
Ход игры:
Педагог: На окне сидела кошка
И мяукала немножко.
А потом прыг на дорожку,
И не стало в доме кошки.
Ну а кто остался дома
И стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребёнок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания "озвучивает" своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж.
Дальше окошко закрывается и игра продолжается.
Игру можно варьировать: животные - мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котёнок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.
Дети также могут озвучить своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка - бубен, заяц - металлофон, петушок - дудочка, мышка- колокольчик и т.п.
Слайд 11«Музыкальный зонтик»
Цель: чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки,
развивать коммуникативные навыки, развивать слуховое внимание, развивать навыки элементарного музицирования в оркестре, развивать чувство ритма, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Слайд 12 «Где мои детки?»
Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких
(по числу играющих).
На больших карточках изображены гусь, курица, утка, птица. На маленьких – утята, цыплята, птенчики в гнездышке, гусята.
Ход игры. У детей по одной маленькой карточке. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: « в одном дворе жили курица с цыплятами, густ с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря – кря». (Поет на ре первой октавы). Дети, у которых карточки утят, поднимают их и отвечают: « Кря – кря, мы здесь». (Поют на ля первой октавы). Игра продолжается пока все дети не найдут своих детей.
Слайд 13«Чудесный мешочек.»
Игровой материал. В небольшом мешочке мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.
Ход
игры. Участвует вся группа. Педагог говорит, что на занятие пришли гости и спрятались, наверное, в мешочке. Играет знакомые произведения: « Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, и др. Дети узнают музыку и достают из мешочка соответствующую игрушку.
Слайд 14«Угадай – ка.»
Игровой материал. Четыре, шесть больших карточек, на одной половине
– гусь, а на второй – гусенок, (кошка – котенок, и т. д. ). Фишки по две на карточку.
Ход игры. С подгруппой детей. У каждого одна карточка и две фишки. Педагог произносит – га, га, га, (поет на ре первой октавы). Дети у которых на карточке гусь, должны закрыть его фишкой. Педагог произносит – га, га, га, (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
Слайд 15«Найди игрушку.»
Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка и
т. д. Проигрыватель с пластинками программных произведений.
Ход игры. Педагог предлагает прослушать мелодию и выбрать соответствующую игрушку. Игра заканчивается когда на столе не остаются игрушки.
Слайд 16«В лесу.»
Игровой материал. На планшете – лес, 2-3 дерева, пенек, приклеен
кармашек с фигурками животных. Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.
Ход игры. Педагог говорит, что в лесу за деревом кто-то спрятался, нужно помочь отгадать кукле кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте. Исполняются знакомые музыкальные произведения.
Слайд 17«Найди нужный колокольчик.»
Игровой материал. Набор бумажных колокольчиков разного размера для детей,
металлофон.
Ход игры. Педагог играет звук на металлофоне, дети определяют какой звук прозвучал по высоте: если низкий – то поднимают большой колокольчик, если прозвучал высокий звук – то дети поднимают маленький колокольчик.
Слайд 18«Подумай и отгадай.»
Игровой материал. Карточки (по числу играющих) на которых изображены
медведь, зайчик, птичка.
Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Звучат мелодии «Зайчик» М. Старокадамского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.
«Повтори звук»
Игровой материал: карточки (по числу играющих) с изображением трёх бубенчиков: красный – «дан», зелёный – «дон», жёлтый – «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по одному); металлофон.
Ход игры.
Музыкальный руководитель (показывает детям большую карточку с бубенчиками):
- Посмотрите, на этой карточке нарисованы три бубенчика.
Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поёт до первой октавы): дан-дан-дан.
Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовём его «дон», он звучит так (поёт ми первой октавы): дон-дон-дон.
Жёлтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовём его «динь», и звучит он так (поёт соль первой октавы): динь-динь-динь.
Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Музыкальный руководитель показывает маленькую карточку, например, с жёлтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поёт «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Педагог даёт ему карточку, и ребёнок закрывает ею жёлтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребёнок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
Слайд 20«Приглашение»
Цель: Игра развивает креативные возможности ребенка и способствует формированию навыков совместной
творческой деятельности.
Основной музыкальный фон – р.н.п.« Калинка». Музыкальные инструменты: маракасы, треугольник, ложки, барабан, металлофон и др.
Ведущим в этой игре выступает взрослый (воспитатель), который играет на музыкальном инструменте или же включает аудиозапись с этой мелодией.
Задача каждого «музыканта» – дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а в том ритме, который определит ведущий.
Ход игры: Один или несколько детей ходят на мелодию куплета песни «Калинка», вокруг стола, на котором лежат музыкальные инструменты.
На припев берут понравившийся инструмент
и играют на нём в том ритме,
который определил ведущий.
Слайд 21
«Определи инструмент»
Игровой материал: металлофон, колокольчики,
ложки, палочки…
Ход игры.
Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты.
Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Слайд 22«Нам игрушки принесли»
Игровой материал: музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка
(мягкая игрушка); коробка.
Ход игры.
Музыкальный руководитель (берёт коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и поёт песню «Серенькая кошечка» В. Витлина.)
- В коробке лежат ещё музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
Педагог незаметно от детей играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушки ребёнку. Тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передаёт игрушку другому ребёнку.
Слайд 23«Колпачки»
Игровой материал: три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка,
металлофон, балалайка.
Ход игры.
Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нём под колпаками лежат музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чём он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.