Слайд 2Барокко
Барокко (итал.— причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы и колониальной
Южной Америки с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды искусства.
Слайд 3Театрально – пышный, торжественный, патетический стиль в искусстве
Историческим фоном развития барокко
был расцвет абсолютных монархий в Европе.
Слайд 4Общие черты барокко:
Драматическая патетика, контрасты,
динамичность, пышность, яркая зрелищность.
Слайд 5Музыка барокко
Музыку барокко отличает грандиозный размах, бурная динамика, изощренная декоративность, галантность.
Контрастность, напряженность, динамичность образов, тяготение к величавой пышности.
Характерная деталь музыки барокко —пульсирующий ритм, который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком
Секвенции (повторение мелодии от разных звуков).
Взлёт и падение в мелодии.
Слайд 6Задачи искусства барокко
2) украшение человеческой жизни.
1) служение Богу;
Слайд 7Черты музыки барокко
бурная динамика
изощренная декоративность, галантность
контрастность
напряженность
динамичность образов
пышность
пульсирующий ритм, с
извилистым ритмическим рисунком
секвенции (повторение мелодии от разных звуков).
взлёт и падение в мелодии.
Слайд 8
Противоположности сосуществуют в музыке:
жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности
(«Времена года» Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха, другие его произведения);
мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов);
гигантские композиции («Страсти», Мессы, оратории…) и лаконичные номера;
чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх).
Слайд 10Арканджело
Корелли
1653 — 1713
Итальянский композитор, мастер «кончерто гроссо»
Вивальди Антонио
1678 – 1741
Итальянский композитор, мастер «сольного концерта»
Слайд 12Кла́удио Монтеве́рди
1567 - 1643
Фридрих
1685 – 1759
Немецкий композитор, создатель классической оратории.
Оратория «Мессия». Хор «Аллилуйя»
Слайд 14
Бах Иоганн Себастьян
Бах Иоганн Себастьян
1685 - 1750
Немецкий композитор, мастер полифонии и органной музыки
Слайд 16
Орган, клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов.
Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции,
Риме и Византии. С 7 в. используется в церквах (католических), впоследствии также в светской музыке. Современный вид приобрел с 16 в.
Орган
Слайд 17Состоит из воздухонагнетательного механизма (электрический, до середины 19 в. ручной), набора
деревянных и металлических труб разных размеров, клавиатур — ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Посредством рычагов, кнопок органист может менять тембр (регистр) органа.
Слайд 19Клавесин
струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно.
Известен с 16 века. Существовали клавесины
различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.
Слайд 20Клавикорд
струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент. Известен с 15 века. Как и
клавесин, был распространен во всех европейских странах. В начале 19 века вытеснен фортепьяно.
Слайд 22
немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий
этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии.
Бах Иоганн Себастьян
Слайд 23Прошло уже более двухсот лет со дня смерти Баха, а интерес
к его музыке все возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство своих влиятельных покровителей.
Слайд 24Аристократическому обществу не нравились глубина и серьезность произведений Баха. Его называли
«ученым», то есть скучным музыкантом. А церковь находила его музыку слишком живой и человечной, слишком волнующей: ведь церковная музыка должна была подавлять мысли и чувства человека, уводить его в какой-то иной, «неземной» мир.
Большой общественный интерес к музыке И. С. Баха возник много лет спустя после его смерти. В 1802 году была издана биография Баха, написанная профессором И. Н. Форкелем. А в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею».
Слайд 25 Впервые в Германии осуществляется полное издание баховских сочинений. А
музыканты всего мира начинают играть музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! — Море должно быть ему имя»,сказал о Бахе великий Бетховен.
Бах до сих пор считается непревзойдённым мастером полифонии.
Слайд 26Полифония
(от поли... и греч. фоне — звук, голос), вид многоголосия,
основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии).
Жанры полифонии:
прелюдия, токката, фуга, мотет.
Слайд 27
Фуга (итал. букв. — бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на
многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки
Имитация (от лат. — подражание),
1) подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение; подделка.
2) В многоголосной музыке точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе. На имитации основываются многие полифонические формы, в т. ч. канон и фуга.
Слайд 28Канон
форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации — проведении
во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем.
Токката (итал., букв. — прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме.
Слайд 29Токката и фуга ре минор
Среди органных сочинений Баха токката
выделяется особенной роскошью виртуозного стиля, своей драматической патетикой.
Сопоставление контрастных по характеру изложения музыкальных построений – основной принцип формы токкаты – даёт дополнительный эффект, увеличивает силу эмоционального воздействия.
Слайд 30Страсти по Матфею
Впервые были исполнены в Лейпцигской церкви св. Фомы 15
апреля 1729 года. Более полутора тысяч человек присутствовали на торжественной службе. Она длилась более четырёх часов.
В страстях Бах воплотил свой идеал человека, чистого духом, исполненного неиссякаемой любви к людям.