Слайд 1«Здоровьесберегающие приемы на уроках музыки»
МОУ
«Комсомольская СОШ»
учитель музыки
Бронникова Е.А.
Слайд 2Влияние музыки на психическое развитие детей
Музыка на протяжении веков использовалась как
элемент воспитательного процесса и как атрибут культуры, с помощью которого взрослые пытались привить детям понятие гармонии и красоты.
Слайд 3Приемы и методы музыкотерапии помогают формировать эмоциональную сферу ребенка и нормализуют
психику детей.
улучшения устной памяти;
развития речи;
концентрации внимания;
снятия умственного напряжения;
развития логического мышления.
Слайд 4Здоровьесберегающие приемы на уроках музыки :
-упражнения на дыхание;
-ритмические упражнения;
-пение;
-слушание музыки
Слайд 5Музыкальное искусство служит терапевтическим средством
Ритмотерапия (музыкально-ритмические упражнения) помогает добиться эмоциональной
разрядки, снять утомление.
Арттерапия - изучение звуком, музыкой, движением, рисунком, цветом.
Терапия творчеством (выполнение творческих заданий) на уроках музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников.
Улыбкотерапия (пение на улыбке) - за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно качество такого звука переходит и на личность ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней.
Вокалотерапия (лечение пением). Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье.
Слайд 61.Упражнение на дыхание:
Успокаивающее:
вдох выдох
пауза
4 4 2
4 5 2
4 6 2
Слайд 7
Мобилизующее
вдох пауза
выдох
4 2 4
5 2 4
6 2 4
Слайд 8 2. Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата
и разных органов - профилактика заболеваний внутренних органов.
Каждый гласный звук оказывает влияние на определенную группу внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:
[ и ] – мозг, функция почек
[ э ] – железа внутренней секреции
[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа
[ о ] – средняя часть груди
[ ои ] – сердце
Слайд 93.Пение
Полезно для здоровья (особенно если проблемы с лёгкими или частые бронхиты).
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Если дети очень много поют, то они не будут болеть бронхитами и иметь проблемы с лёгкими.
Занятия пением стимулируют интерес ребенка
к собственному «Я», поэтому способствуют
формированию гармоничной и психически
здоровой личности.
Слайд 104.Слушание музыки
Само по себе имеет важное значение.
Именно через музыку, песню
в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейроэмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.
Слайд 11Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии.
Снятие нервного напряжения: П.И.Чайковский «Июнь
Баркорола» из цикла «времена года»; «Сентиментальный вальс».Д.Шостакович «Романс» из к\ф «Овод»; К.Дебюсси «Лунный свет»; К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»; Л.Бетховен «соната№14».
Снятие депрессивного состояния: Ф.Шуберт «Аве Мария»; В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле»; Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида».
Снятие головной боли и мигрени: М.Огиньский «Полонез»; Ф Мендельсон «Весенняя песня».
Повышение общего тонуса: П.И.Чайковский «Вальс» из «Серенады для струнного оркестра»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Ж.Бизе Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».
Расслабление, успокоение: Н.А.Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».Улучшение пищеварения. П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»; В.А.Моцарт «Мелодичная музыка»; Ф.Лист «Фортепианные концерты».
Стимулирование творческого мышления: Фортепианная музыка А.Скрябина и Ф.Шопена; Симфоническая и фортепианная музыка С.С.Прокофьева; Музыка И.С..Баха.
Слайд 125. Ритмические упражнения
Условные обозначения
+ хлопок
* притоп
2 3 4
+ * +
* + +
* + *
+ * *
Слайд 15 «Слово – лечит, слово и калечит».
Так как
ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы с вами должны формировать адекватную самооценку у детей. Поэтому в работе с детьми мы должны употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя.
Слайд 16 Поэтому основная коррекционная задача учителя музыки – поднять настроение
детей, снять эмоциональный дискомфорт.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив:
он отлично себя чувствует;
получает удовлетворение от своей работы;
стремиться к самосовершенствованию.
Слайд 17«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».
В.А. Сухомлинский
Слайд 18Спасибо за внимание
Улыбнитесь, жизнь прекрасна)))