Слайд 1МУЗЫКА ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
Презентацию выполнили ученицы 8 В
Евтюшкина Анастасия и
Сидорова Ольга.
Куратор
: Емельянова Светлана Вячеславовна.
Слайд 2РОМАНТИЗМ
Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на
Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Слайд 3РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие
его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Слайд 4РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ
Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт, Иоганнес
Брамс, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.
Слайд 5РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью
и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Слайд 6РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности,
причем в новом освещении — в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества — едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант — излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Слайд 7РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ
Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился
в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.
Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.
Слайд 8В середине романтической эпохи взошла звезда Джузеппе Верди, который признан одним из
величайших композиторов всех времен. Он перевернул всю итальянскую оперу, представив миру новые сюжеты произведений, часто с социальными, политическими или патриотическими темами, и это в сочетании с прямым и ясным подходом к созданию музыки очень сильно воздействовало на слушателей.
Слайд 9В Германии реформатором оперы стал Рихард Вагнер, он полностью изменил немецкую оперу.
До Вагнера действие и музыка в опере были разбиты на отдельные части или короткие номера, так же, как и в современных музыкальных шоу. Аудитория могла аплодировать между номерами, а исполнители раскланиваться на аплодисменты.
Слайд 10Оперы Вагнера написаны как длинная, непрерывно текущая музыка. Характеры персонажей и
идеи произведения описывают короткие мелодии, названные лейтмотивами. Для музыки Вагнера важно сочетание гармонии. Это похоже на конструирование - главное, как слова ложатся на музыку, а не только рифмуются между собой.
Идеи Вагнера повлияли на многие музыкальные произведения, на крупномасштабные симфонии Брукнера и Малера и оперы Рихарда Штрауса, и достигли Италии, где Верди и Пучини начали создавать оперы, используя многие из этих идей.
Слайд 12Наступает XX век и, продержавшись еще немного, период романтизма уступает место
новым течениям и направлениям в уже ставшей классической музыке. Происходят значительные изменения в музыке - приходит период модернизма.
Модернизм.
Слайд 13Знаковые работы периода романтизма в музыке:
Бетховен Симфония № 9
Чайковский "Щелкунчик", Симфония
№ 6
Шуберт "Зимний путь"
Лист "Симфония Фауста"
Вагнер "Тристан и Изольда", Цикл "Кольцо Нибелунга"
Верди "Риголетто"