Презентация, доклад по музыке на тему М.Мусоргский . Картинки с выставки.

Мусоргский Модест Петрович Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор.Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил

Слайд 1Биография М.П. Мусоргского. История создания "Картинок с выставки" М. Мусоргского
Коваленко Алена Юрьевна


МАОУ СОШ №7 г. Тюмень
Биография М.П. Мусоргского. История создания

Слайд 2Мусоргский Модест Петрович
Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор.
Родился 21 марта

1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.).
В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».
В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто.
Мусоргский Модест Петрович Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор.Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого

Слайд 3 В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского

театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым.
В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г.
В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти.
Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.
В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой

Слайд 4Картинки с выставки - один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке

(1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.
Виктор Гартман особенно ярко проявил себя не столько художником, сколько талантливым архитектором, сформировавшим в архитектуре свой собственный стиль под названием «русский стиль».
Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Картинки с выставки - один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая

Слайд 5 №1 Гном


Лишь две картины имеют русскую тематику – остальные рисунки являются «заграничными». Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка».

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной.
Вот они:


№1 Гном  Лишь две картины имеют русскую

Слайд 6Картинка №2 «Старый замок» - изображение старого средневекового замка не сохранилось.
Картинка

№3 «Тюильрийский сад» - на этой картине был изображён сад во дворце Тюильри (Париж). Прекрасная погода, нянечки гуляют с детьми. Картина тоже не сохранилась.
Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №2 «Старый замок» - изображение старого средневекового замка не сохранилось.Картинка №3 «Тюильрийский сад» - на этой

Слайд 7Картинка №5 «Балет невылупившихся птенцов». В принципе, это не столько картина,

сколько эскиз к балетным костюмам для танца птенцов канарейки (трёхчастная форма).
Картинка №5 «Балет невылупившихся птенцов». В принципе, это не столько картина, сколько эскиз к балетным костюмам для

Слайд 8Картинка №6 «Два еврея: богатый и бедный». У Гартмана эти персонажи

не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке» (картина не сохранилась) и «Бедный еврей» (репродукцию этой картины вы можете видеть). Оба еврея - польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.
Картинка №6 «Два еврея: богатый и бедный». У Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин

Слайд 9Картинка №7 «Лиможский рынок» (Франция): рыночный шум, галдёж, сплетни, суета. Картина

тоже не сохранилась.
Картинка №8 «Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке». На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.
Картинка №7 «Лиможский рынок» (Франция): рыночный шум, галдёж, сплетни, суета. Картина тоже не сохранилась.Картинка №8 «Катакомбы. Римская

Слайд 10Картинка №9 «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга). У Гартмана –

всего лишь эскиз часов. У Мусоргского – образ «нечистой силы».
Картинка №9 «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга). У Гартмана – всего лишь эскиз часов. У Мусоргского

Слайд 11
Картинка №10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Картина представляет

собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.
Картинка №10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота

Слайд 12 Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался

при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.
Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.
Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не

Слайд 13Спасибо за внимание!

(Надеюсь, Вам понравилось)
Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть