Слайд 1
Постоял у пруда,
где от лотоса свежестью веет,
Сам не знаю когда,
Пропитались все складки платья
Миниатюра (фр.miniature- маленький) – произведение искусства небольших размеров.
Миниатюра в музыке
Слайд 2Что такое миниатюра?
Это французское слово происходит от латинского minimum. В древности
так называли специальную красную краску - киноварь, с помощью которой расцвечивали заглавные буквы в рукописных книгах. Эти буквы не только расцвечивали, на их основе рисовали целые картинки, которые служили иллюстрациями к книге. Позже миниатюрами называли небольшие живописные изображения на слоновой кости, раковинах, металле, на ювелирных украшениях и т. п. И лишь в XIX веке это понятие распространилось на музыкальные и литературные жанры.
Слайд 4Миниатюра по кости, керамике, фарфору
Слайд 6В музыке миниатюрой называют любую небольшую пьесу, звучанием примерно до пяти
минут. При этом миниатюры могут быть не только инструментальные и вокальные, но и оркестровые. К миниатюрам относятся романсы, прелюдии, ноктюрны, танцы, этюды, программные пьесы и т. д. В концертной практике миниатюры редко исполняют среди крупных сочинений. Обычно их объединяют по какому-то общему принципу. Композиторы часто выстраивают миниатюры в циклы, чтобы пестрота и разнообразие пьес были соединены какой-то общей композиционной или драматургической логикой.
Слайд 7Прелюдия
Несколько столетий тому назад любой концерт или выступление артист – музыкант
начинал незатейливой прелюдией, т.е. коротким произведением, которое предшествует главному. Пока собирались слушатели, музыкант-исполнитель задумчиво перебирал клавиши, настраивая себя и публику на нужный лад. Он играл, не заглядывая в ноты, часто импровизируя…
Слайд 8«Прелюдия» – на латинском языке означает «вступление, подготовка».
В творчестве Шопена прелюдия
совершенно изменила свое назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлен один образ или настроение
Слайд 9Ученики Ф. Шопена В. фон Ленц и госпожа Калержи в своих
воспоминаниях указывают на авторское программное истолкование Прелюдии до минор, называя ее "Траурный марш". А. Корто дает прелюдии название "Похоронное шествие". Шопен рисует здесь мрачную картину траурного шествия. Одновременно кажется, что слышится скорбное величавое пение хора.
В прелюдии сочетаются жанровые черты 1)траурного марша -четный размер, пунктирный ритм, минорный лад, тональность до минор (эта тональность уже в эпоху барокко - у Баха и его современников - считалась одной из наиболее печальных; Уже у Глюка, Моцарта и Бетховена она трактуется как трагическая) и 2) хорала - аккордовый склад.
3) чаконы, сарабанды или пассакальи. Со времен Баха и даже раньше - хроматические нисходящие ходы в басу от I до V ступени имеют значение риторических фигур скорби и смерти..
Слайд 10Прелюдия ми минор своей тональностью, мелодическим голосом, нисходящими хроматизмами в нижних
голосах, мерным ритмическим движением (восьмые в медленном темпе) напоминает Crucifixus ("Распят") из Мессы И.С. Баха си минор. От Баха - и скорбная выразительность падающих секундовых (и терцовых) интонаций, лежащих в основе прелюдии.
Слайд 11В прелюдии Ля мажор сразу обращают на себя внимание ее мажорный
лад, начальная лирическая секста, размер и ритм мазурки. Ученики Ф. Шопена В. фон Ленц и госпожа Калержи в своих воспоминаниях указывают на авторское программное истолкование этой пьесы, называя ее "Польская танцовщица". А. Корто дает прелюдии следующую "программу" : "Восхитительные воспоминания, подобно благоуханию, возникают в памяти"
Слайд 12Этюд (фр. etude — изучение) — инструментальная пьеса, как правило, небольшого
объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. Этюд до-минор Ф. Шопена, часто называемый революционным. Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей.
Слайд 14ТОККАТА - (итал. toccata , от toccare - трогать, касаться) -
виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, размеренном, четко ритмованном движении, чаще всего с преобладанием ударной аккордовой техники. в 16 - 18 вв. токката писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии.
Арам Хачатурян
1903 - 1978
Слайд 17Литература:
https://yandex.ru/images/search?text
ttps://yandex.ru/images/search?text=картинки миниатюра в музыке
http://fchopin.ru/foto.php
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4897
https://yandex.ru/images/search?text=картинки прелюдия в музыке&st
https://yandex.ru/images/search?text=картинки этюд в музыке&
https://yandex.ru/images/search?text=картинки токката
в музыке