Слайд 1Михаил Иванович Глинка (1804 — 1857)
великий русский композитор
Слайд 2Детство. Учеба в благородном пансионе.
Родился Михаил Иванович в 1804-м году, в
имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Музыка оказывала на Глинку столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка — душа моя!».
Слайд 3Воспитывали Глинку младшего его бабушка, Фекла Александровна. Мать при воспитании сына
практически не участвовала. Вот и вырос Михаил Иванович эдаким нервным недотрогой. Сам же он вспоминает эти времена, как если бы он рос эдакой «мимозой».
Слайд 4Изначально музыке Глинку учила гувернантка. Игре на скрипке и фортепиано маленький
мальчик учился примерно с десяти лет. Позже родители его отдали в благородный пансион, что в Санкт-Петербурге, где учился вместе с младшим братом Александра Пушкина — Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему».
Слайд 5Начало самостоятельной жизни (1822-1835)
В 1822-м молодой человек закончил обучение в пансионе,
но занятия музыкой не бросил. Он продолжает музицировать в дворянских салонах, а также иногда руководит оркестром дяди. В это время Глинка становится как композитор: он много пишет, экспериментируя в самых разных жанрах. Некоторые песни и романсы «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне» хорошо известны и сегодня.
Слайд 6Первое заграничное путешествие Глинки (1830-1834)
Весной 1830 года Михаил Иванович Глинка
отправился в длительное заграничное путешествие по Германии и Италии. Там он знакомится с западноевропейским искусством, занимается композицией и вокалом, посещает театры. Среди композиторских опытов тех лет выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи поэта Ивана Ивановича Козлова.
Слайд 7Пребывание в России (1834-1842)
Возвратившись в Россию, Михаил Глинка поселился в
Петербурге. Посещая вечера у поэта Василия Андреевича Жуковского, он познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем, Петром Андреевичем Вяземским, Владимиром Федоровичем Одоевским и др. Композитор увлекся идеей написать оперу на сюжет об Иване Сусанине. 27 января 1836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы «Жизнь царя» . Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.
Слайд 8В 1838 году началась работа над сочинением оперы «Руслан и Людмила»,
премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. На одном из представлений «Руслана» побывал венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.
Слайд 9В 1838 году М. Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини
известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
Слайд 10Новые странствия композитора в 1844-1847 гг.
Весной 1844 М.И. Глинка отправился в
новое заграничное путешествие. 10 апреля 1845 года , в Париже, был дан благотворительный концерт из его собственных произведений. Концерт был высоко оценен прессой.
Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде». В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» — сочинение, о котором русский композитор Петр Ильич Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
Слайд 11Последнее десятилетие творчества Глинки
Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился
с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» Могучей кучки, творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
В 1852 году композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине до своей смерти.
Слайд 12Значение Глинки
«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же
значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке», — так писал известный критик Владимир Васильевич Стасов.
В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.