Слайд 1«Магическая единственность» музыкального произведения
Слайд 2Музыка — это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах,
активно воздействующих на психику человека.
Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций — объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода.
Слайд 3Откуда же появилась музыка?
Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки
первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд.
Затем появилась военная и культовая музыка.
Слайд 4Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в
храмах.
Слайд 5Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки —
профессиональная и народная.
Слайд 6Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и
светскую.
Слайд 7Что является одной из главных форм деятельности на
уроках музыки?
Мы уже много знаем о классических произведениях, о композиторах, сочинивших эту музыку.
Давайте повторим, а что такое музыкальное произведение?
Слайд 8Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без
текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.
Слайд 9Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются:
мелодия
гармония
ритм
лад
тембр
Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.
Средства музыкальной выразительности
Слайд 10Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную
тему. Это звучит мелодия.
Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни».
Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
Слайд 12Гармония
Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает
«стройность», «созвучность», «слаженность».
Гармония имеет 2 смысла:
приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
Слайд 13 Ритм
Ритмом в музыке называется чередование и соотношение
различных музыкальных длительностей.
Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».
Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и.т.д.
Слайд 14 Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может
быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие».
В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте.
Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
Слайд 16 Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука».
Тембр –
это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса.
Слайд 17О каких музыкальных произведениях сложнее говорить?
О музыкальных произведениях, никакой программы не
содержащих.
О музыкальных произведениях непрограммной музыки.
Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание.
Слайд 18Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки
Концерты;
Симфонии;
Сонаты;
Этюды;
Инструментальные пьесы…
Слайд 19Что такое соната?
Сона́та (итал. sonare — звучать) — жанр — звучать) — жанр инструментальной музыки — звучать) — жанр
инструментальной музыки, а также музыкальная форма — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.
Л. В. Бетховен
Слайд 21«Осенний бал»
1. Грустная пора, дождик льёт с утра,
Но от листьев
желтых мир так светел.
И в душе твоей с каждым днем
теплей,
Потому что осень ты встретил.
Припев:
Осенний бал,
К себе позвал,
Чтоб вспомнить лета мы могли
Веселья дни.
Осенний бал,
Сверкает зал,
И пусть закружит в танце нас,
Осенний вальс!
2. Золотистый клен, видно так влюблен,
Что рябине красной шепчет сказки.
И в густой туман птичий караван
Лета унесет тепло и краски.
Припев:
3. Мир - огромный зал.
Осень правит бал.
Дак, давай сегодня веселится.
Завтра так и знай,
Скажем ей прощай,
И она на крыльях птиц умчится.
Припев:
Слайд 22«Любите и изучайте великое искусство
музыки.
Оно откроет вам целый мир
высоких чувств.
Оно сделает вас духовно богаче,
чище, совершеннее.
Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы.
Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Д.Д. Шостакович.
1906—1975
Советский композитор, пианист
Слайд 23Итог урока.
Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо
знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
Слайд 24Вопросы:
- Какие знания вы открыли для себя на
уроке?
Какие элементы урока вам понравились?
Активные ребята получают оценки.
Слайд 25Домашнее задание. Учебник музыка 7 класс. Темы 1 – 2. Предисловие
и вступление к 1 части «Содержание в музыке».
Выучить слова песни «Что такое осень».