Слайд 1Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!
Солнце в жарких руках, наклоняясь,
как гончар,
Вертит влажную глину, с любовью лепя,
Округляя, лаская, рождая тебя.
И когда ты отделан и весь обожжен,
Солнце чудо свое омывает дождем
И отходит за воздух и за облака
Посмотреть на творение издалека.
Ни отнять, ни прибавить - такая краса.
С.Кирсанов “Этот мир”
-Какой момент описывает поэт в своем стихотворении?
На какое творение посмотреть отходит Солнце?
Определите тему урока
Слайд 2КРАСОТА В ИСКУССТВЕ И ЖИЗНИ
ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА ??
Красота спасет мир.
Ф.М. Достоевский
Слайд 3Красоту нашей природы
Описать я не смогу.
Лучше красками цветными
Я пейзаж изображу.
Нарисую лес
зеленый,
Голубые облака
И багульника цветочек
Мотыльком изображу.
Нет природы нашей краше,
Где сосна и ель растет,
Белоснежная береза,
И черемуха цветет.
Берегите, не губите
Вы зеленые леса.
Пусть своею красотою
Лес нам дарит чудеса.
Слайд 4Каждый из нас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты
зимнего леса, цветущего сада, восхода солнца над морем, чарующих слух народных напевов, прекрасных живописных полотен и скульптур.
ПОЧЕМУ МЫ ПОНИМАЕМ ЧТО ВСЁ ЭТО КРАСИВО?
Слайд 5Красота раскрывается не всем, а только тем, кто может не просто
смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает, осмысливает происходящее.
Слайд 6Блистают звёзды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жалко тех
людей, которых
На свете ничего не удивляет.
Рождаются великие творенья.
Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Учёные, художники, поэты.
Я удивляюсь и цветам, и птицам,
Хоть мне их не понять, как ни пытаюсь.
Я удивляюсь и словам, и лицам,
Чужим стихам и песням удивляюсь.
Текут ручьи, звенят их голоса,
Я слышу моря гул и птичье пенье.
Земля нам дарит щедро чудеса
И ждёт взамен труда и удивленья.
К.Кулиев
Слайд 7З.Серебрякова. Автопортрет
ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?
Понимание красоты распространяется и на предметы, явления,
и на внешний вид человека, и на его внутреннюю, нравственную сущность.
«КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК», ЧТО МЫ ИМЕЕМ В ВИДУ?
КРАСОТА – ЭТО ПРАВИЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЦА И СТРОЙНАЯ ФИГУРА?
КРАСОТА – ЭТО ДУШЕВНАЯ КРАСОТА, ДОБРАТА И БЛАГОРОДСТВО?
ЧТО ВАЖНЕЕ И В ЖИЗНИ, И В ИСКУССТВЕ – ФОРМА ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ?
Слайд 8В.Серов.Портрет Мики Морозова
…Что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в
котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
Во все времена человек стремился запечатлеть своё отношение к жизни в разных видах искусства.
Все жизненные впечатления преломляются через внутренний мир художника и обращены к опыту каждого зрителя, читателя, слушателя.
Чувства, воплощенные в искусстве всегда зависят от художественного идеала, системы ценностных представлений.
Слайд 9Д.Гирландайо.
Джованни Торнабуони
Художественные эмоции не слепок сиюминутных переживаний, а результат обдумывания, жизненного
опыта.
Воспринимая произведение искусства, человек может испытывать восторг, радость, восхищение, потрясение, гнев, скорбь, боль и др. Но чудо искусства – в катарсисе – преодолении обыкновенного чувства, просветлении, очищении, возвышении души человека. И страх, и боль, и волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе нечто сверх того, что в них содержится.
Слайд 10 Красота в живописи. Ее воздействие на человека
К.Г.Паустовский писал: «Невольные слезы обожгли
мне глаза. … Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что я до сих пор не мог поверить, что такая красота существует на свете… Все дрожало у меня в душе. Происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца».
Слайд 11«Искусство побуждает искать и находить главное, думать, снова и снова переживать
за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью»
Л.Выготский
Слайд 12 Красота не только всегда приносит людям радость, но и делает человека
лучше. С давних времен люди начали облагораживать окружающие их вещи, сопровождающие их в течение всей жизни, с детства до старости. Человек украшал своё жилище, предметами быта, труда, создавая своими руками красоту. При этом природа была его учителем. Она предоставила простейшие материалы для изготовления этих вещей - глину, дерево, металл, камень, кость, лён, шерсть. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом.
Слайд 13Нефертити.
Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой
красавицы. Её называли «Совершенная»,её лицо украшало храмы по всей стране.
Слайд 14Клеопатра отличалась мощным обоянием,привлекательностью чарующим голосом и блестящим острым умом.
Слайд 15В средние века земная красота считалась греховной. Фигуру и волосы
прятали под слоем тяжёлых тканей.
Идеалом средневековой женщины была пресвятая дева Мария-удлинённый овал лица огромные глаза и маленький рот.
Слайд 16В эпоху Возрождения канонами красоты становится спокойная , «здоровая» красота которую
можно видеть на полотнах Тициана и Рембранта.
Слайд 18Главная загадка портрета Лизы Герардини-её необъяснимая «ускользающая» улыбка.
Слайд 19Маркиза де Помпадур в эпоху Рококо главный акцент делала на причёску.
Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше.
Слайд 20Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и
нравственное наслаждение.
словарь С.И.Ожегов
Вкус развивается не на посредственных, а на самых совершенных образцах.
И.Гёте
Слайд 21Прекрасное-это законченное выражение Добра.
Добро- это законченное выражение прекрасного.
Рабиндранат Тагор
Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.
М.Глинка
Слайд 22Что является мерилом красоты в разные эпохи у разных
народов?
И внешняя красота
И интеллектуальный уровень
И обаяние, грация
И предметы
И материнство
И набожность
О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?
Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя?
Слайд 23ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1.Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты?
2.Искусство представляет
только красивые образы?
3.Объясните фразу: «Искусство пробуждает в людях художников»?
4.Какие чувства вы испытываете под воздействием музыки?
5.Что является эталоном красоты?
6.Как вы понимаете высказывание Ф.М.Достоевского « Красота спасёт мир»?
Слайд 24Закончите предложения:
1.Ближе всего к понятию
«красивый человек»
понятие…
2.Я не могу назвать
красивым человека,
который…
3. Важнее всего для
красивого человека…